Как выглядит Великая Отечественная война глазами оператора Владимира Сущинского?
Сущницкий — человек, для которого работа с камерой на фронте была честью и долгом
Оператор, капитан Владимир Сущинский, в 1945 году при съемках боёв в немецком городе Бреслау, писал: «...Главная задача военного кинооператора и мой долг — это кинорепортаж из земного ада, чтобы острые моменты боя превратить в произведение искусства...» и это была воля художника-солдата-оператора во имя Жизни, не допускающее трагедий воин.
Он писал: «Через этот ад за все годы войны прошли все кинооператоры. Они выезжали к месту съемки на прикрепленном за ними автомобиле, как правило, это была полуторка с фанерной будкой в кузове под романтическим названием «Коломбина», где шофер выполнял функции повара и завхоза одновременно. Будка была сконструирована в виде купе, где кроме спальных мест была печка, хранилась кинопленка, аппаратура, продовольствие и горючее. В условиях сильных, небывалых даже для наших широт, морозов 41-го, когда замерзали механизмы кинокамер, из-за снежных заносов кинохроникам приходилось совершать длительные переходы на лыжах и пешком с грузом аппаратуры на плечах. Несмотря ни на что тысячи метров отснятой кинопленки оперативно поступали с фронта. Причём, ребята не смотрели отснятые материалы, стараясь их как можно скорее отправить в «монтажку». Операторы сопровождали съёмки монтажными листами, где подробно писали где, кого и что снимают».
Владимир Сущинский (1912—1945): «...мой долг — это кинорепортаж из земного ада, чтобы острые моменты боя превратить в произведение искусства...»
Родился и вырос Владимир Александрович в городе Саранск. В 1934 году он был призван на действительную службу в РККА. В 1937 году поступил во ВГИК. Окончил операторский факультет в 1941 году, война застала его во время съёмок картины о трагической гибели поэта Михаила Лермонтова в Пятигорске.
Заявление Владимира Сущинского о призыве на фронт было отклонено. «Идёт 3-й день мобилизации, – писал он 25 июня 1941 года. – Уходит молодежь... остаются старики, старухи... звучат оркестры, провожающие машут платочками... плачут. Завтра мы будем снимать такой сюжет. Выехать из Пятигорска, не будучи командиром Красной Армии или не имея на руках повестку, невозможно. Бросать съемку нельзя. Ехать призываться – «рано, еще успеете», как сказал нам здесь военный комендант».
В сентябре 1941 года Сущинского призвали в армию, но командировали в глубокий тыл, в воинскую часть. В первом же письме оттуда он сообщает: «Послал начальству телеграмму: прошу направить меня на съёмку боевых фронтовых эпизодов, окончил ВГИК, квалификация — оператор, специальность — хроника. Могу снимать в любых условиях, любых обстоятельствах...».
В феврале 1942 года его часть была направлена на Карельский фронт. Здесь ему присвоили звание сержанта, он был назначен командиром орудия. В мае В. Сущинский был зачислен на Центральную студию кинохроники ассистентом оператора, он прибыл в киногруппу Волховского фронта. Снимая хронику, Володя стремился показать обстановку переднего края, многообразие фронтовой жизни, так рождалась правда репортажа.
В июле 1942-го он писал жене: «Хочу снимать очень хорошо...стал добиваться наиболее выразительного и характерного кадра. Ставлю перед собой задачи: 1. Снимать только по продуманному железному сценарию или плану. 2. Подавать материал наиболее остро и интересно...».
Видя трагические результаты фашистской агрессии, страдания и гибель ни в чем неповинных соотечественников, и на себе испытывая все тяготы фронтовой действительности, в душе Владимир Сущинский оставался романтиком. Вернувшись с очередного задания, он писал жене: «Приехал со съёмок, все в порядке. Всё, в общем, у меня хорошо и полный порядок, не беспокойся. Я нашел здесь недалеко, в брошенных жителями домах, пианино и рояль, иногда играю там прелюдии Шопена, вальсы Штрауса. Инструменты разбиты, но играть можно».
Во время прорыва блокады Ленинграда он отснял более 10 сюжетов, находясь непосредственно в боевых порядках войск, осуществлявших прорыв в районе Синявино, снял встречу Волховского и Ленинградского фронтов. Он шел вместе с передовыми частями армии, снимал в траншеях, только что отвоеванных у гитлеровцев.
В воспоминаниях боевых товарищей Владимира, которые поражались, как он умудрялся снимать разрывы крупнокалиберных снарядов наших пушек на расстоянии 150 – 200 метров от себя, осталось: «Он всегда снимал войну в упор!». Снятые им кадры вошли в выпуски киножурналов, спец. выпуски и документальные фильмы. Это был мастер боевого репортажа, художник-публицист. Снимая боевые операции, много внимания уделял героям боёв и фронтовому быту. И его спец. выпуски вошли в документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой», который стал лауреатом в номинации «Лучший документальный фильм». Но по словам режиссёра И. Копалина, он не вошёл в титры. Для нашей страны это был первый «Оскар» за суровую правду Великой Отечественной войны, за подвиг операторов хроники, тех, кто остановил время, повествуя о трагических испытаний нашего народа. Это было живое свидетельство какой ценой достигается победа, и что советский солдат, является главным героем войны.
Владимир Сушинский снимал войну в упор
Посылая однажды материал на студию в Москву, Сущинский сделал приписку к монтажному листу: «В виду того, что съемка производилась в непосредственных боевых условиях, перезарядка некоторых кассет производилась не в перезарядном мешке, руки были в кусках грязи и пыли, — возможен брак». Но монтажники брака не обнаруживали...
Снимая бои в Севастополе Владимир вошёл в город в рядах стрелкового полка и снял первый ворвавшийся в город танк. Даже получив ранение, он, поддерживаемый двумя солдатами, продолжал съёмки.
С войсками 4-го Украинского фронта В. Сущинский вёл сьёмки боевых действий на Днепре. Он форсировал Сиваш и момент перехода через него (залив, отделяющий Крым от материка) был показан как эпическая, почти библейская сцена изнеможённых людей, несущих на себе тяжело раненных, боеприпасы. Дело было в конце октября 1943 г. Одна из дивизий должна была налегке (стрелковое оружие и легкая артиллерия) выйти на крымский берег и удержать, любой ценой, плацдарм для дальнейшего наступления.
Снимал он также бои за Карпаты. В Крыму произошёл почти комичный случай. Увлекшись съёмкой, Владимир оказался впереди атакующей пехоты и столкнулся нос к носу с десятком гитлеровцев. А те, увидев направленное на них «оружие» (камеру), растерялись и подняли вверх руки. Прийти в себя им не дали наши подоспевшие солдаты.
В Ужгород капитан Сущинский попал вместе с танковыми частями. Посылая пленку в Москву, он пояснял: «Стремительность движения и нахождение оператора среди десанта на танке, следить с которого и заниматься съемкой попадающихся интересных эпизодов, невозможно, делают материал отрывочным, неполным. Возможно, найдутся и совершенно несвязанные планы. Надеюсь на имеющийся у других операторов материал и выражаю надежду, что в общем комплексе эти отдельные планы свяжутся». В этом замечании он был весь: снимая материал, не думал об опасности, а только о нужном кадре сьёмки.
В составе киногруппы 1-го Украинского фронта, Владимир снимал эпизоды освобождения Польши (освобождение Ченстоховы, освобождение Кракова), а также ожесточённые бои под г. Бреслау-- «железными воротами Берлина». За две недели до гибели он писал родителям: «Все мы идём дальше на Берлин. Вы, дорогие мои, не беспокойтесь, что от меня нет долго писем...».
22 февраля 1945 года в ходе Нижне-Силезской наступательной операции В. Сущинский снимал наступление войск 1-го Украинского фронта в районе Железной дамбы в предместьях Бреслау. Во время съёмки рядом с ним разорвался снаряд и один из осколков смертельно ранил его в голову.
В присланной на студию коробке со снятой Владимиром киноплёнкой, оператор Н. В. Быков писал: «В Бреслау во время съёмки уличного боя осколком снаряда был убит кинооператор Владимир Сущинский. На поле боя снять его я не мог — был ранен этим же снарядом». Через несколько дней прислал на студию снятую плёнку оператор М. Арабов с аннотацией к снятому материалу. Среди перечисленных эпизодов такой: «Перебегающий с кинокамерой Николай Быков. Убитый Быков, около него камера». Оператор А. Школьников добавил своё свидетельство: «Шли бои за окраинные кварталы города Бреслау. Туманным утром оператор Владимир Сущинский, работавший в паре с Быковым, поднялся на железнодорожную насыпь, чтобы снять оттуда панораму боя. Рядом разорвался вражеский снаряд и Владимир был смертельно ранен осколком. Николай Быков находился неподалеку. Он кинулся на насыпь и вынес друга из зоны артиллерийского огня. Сущинский умер в медсанбате. А через несколько дней Николай был убит во время съёмок. С поля боя тело Николая выносил его новый напарник, Маматкул Арабов...».
Маматкул--это один из самых молодых и талантливых операторов, и вскоре он был ранен в голову. Однако пришло известие, что он к счастью не погиб — в госпитале очнулся.
Кинооператор Владимир Сущинский не дошёл до Берлина
Правду огромной беды всего человечества, ребята беззаветно несли в будущее как документ, за которым были слёзы и боль матерей нашей планеты Земля. Матерей, застывших от горя потери близких, когда каждый звонок почтальона оставлял рубец в её сердце. Это как проклятье идеологам нацизма, посягнувших на право высокого духа и творческого гения каждого человека, всего человечества. Об этом свидетельствует и фильмография оператора Владимира Сушинского: 1942 — День войны; полнометражный; режиссер: М. Слуцкий
1943 — За Родину; режиссер: И. Копалин; оператор
1943 — Битва за нашу Советскую Украину; полнометражный; режиссеры: А. Довженко, Ю. Солнцева; операторы: В. Афанасьев, Я. Богдан, Н. Быков, В. Вакар, М. Глидер, М. Гольбрих, И. Гольдштейн, И. Запорожский, М. Капкин, П. Касаткин, И. Кацман, В. Комаров, Ю. Кун, Г. Могилевский, В. Орлянкин, Б. Рогачевский, С. Семёнов, В. Смородин, А. Софьин, В. Сущинский (в титрах не указан), С. Шейнин, В. Штатландт, С. Урусевский, В. Фроленко и другие.
1944 — Битва за Севастополь; полнометражный; режиссер: В. Беляев; операторы: В. Микоша, Д. Шоломович, И. Аронс, В. Сущинский и другие.
1944 — Дом-музей А. П. Чехова; операторы: Голомб, В. Сущинский
1945 — В Верхней Силезии; режиссер: И. Посельский; оператор
Монтажные листы оператора Владимира Сущинского съёмок боёв под Ленинградом, в Крыму, на территории Польши и Германии можно считать настоящими маленькими шедеврами, имеющими самостоятельную литературную ценность.
Боевой и творческий путь капитана Сущинского был показан в документальном фильме «Фронтовой кинооператор» (1946) режиссёра монтажа М. Е. Славинской. В отснятой Владимиром хронике был запечатлён момент, когда останавливается кадр с изображением боя, а дальше изображение пропадает и идёт чёрная плёнка... .Смертельно раненный Сущницкий продолжал снимать и теряя сознание, повторял: «Камеру, камеру сохраните!». Также он стал прообразом главного героя в художественном фильме режиссёра Л. Саакова «На дорогах войны»-- художественный фильм был посвящён работе фронтовых кинооператоров. Фильм того же режиссёра «Репортаж на линии огня» (1985 года) был посвящён В. Сущинскому. Кроме того, о нём рассказано в фильме режиссёра Анны Дороб «Сущинский: правда о войне» (2015 года).
Владимир Сушинский был перезахоронен на кладбище «Куле» г. Ченстохова, духовной столице Польши. Его могилу в этом году убрали местные краеведы, а ченстоховская общественность поставила на рассмотрение вопрос об установлении памятной таблицы.
Владимир Александрович Сущинский был награждён (посмертно) Сталинской премией второй степени за фронтовые киносъёмки, орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени (посмертно), медалью «За отвагу», медалью «За оборону Ленинграда».
В Московском Доме кино имя Сушинского на мраморной доске памяти среди других имён павших кинематографистов, а также на доске памяти студентам, преподавателям и работникам ВГИКа — «Павшим за Родину вечная слава!»(установлена Союзом кинематографистов СССР в 1966 году).
В Республиканском краеведческом музее г.Саранска хранится обширный архив документов, переданных туда его младшей сестрой Калерией. А по словам, директора музея при лицее № 43 М.Н. Баркиной, а также преподавателя истории, зав. по воспитательной работе Н.А. Левушкиной здесь хранится домашний архив семьи Сущинских.
Владимир родился и вырос в г. Саранске в семье, где мама была учительницей, а отец ветеринарным врачом. По свидетельствам ровесников Владимира, ещё в раннем детстве он увлёкся фотоделом, кроме того, он коллекционировал афиши кинолент, открытки с кадрами из художественных фильмов и изображением артистов. Он отличался не только разносторонней эрудированностью, весёлым характером, прекрасно играл на пианино, много читал, катался на коньках, но и обладал завидной коммуникабельностью, легко находил общий язык с любым человеком. С помощью дядей-механиков сам изготовил проекционный фонарик, и, потушив свет в комнате, показывал соседской детворе собственные нарезки кадров из кинолент, на словах поясняя сюжет. Для талантливого подростка делать добро, делясь с ровесниками своим мироощущением, по-видимому, воспринимался как долг к своему окружению. В 1941 году, закончив ВГИК, был призван на фронт оператором, незадолго до Дня Победы погиб. Школьники знакомятся с фронтовыми дорогами легендарного Владимира Александровича Сущинского и летописью Великой Отечественной войны, участвуют в Диктанте посвященному Дню Победы.
Грандиозная эпопея Великой Отечественной войны, запечатлённая на киноплёнке, как бы сложенная из тысяч и тысяч бессмертных подвигов нашего народа, представляется огромным историческим полотном, не знавшим себе равных по значимости, достоверности, силе воздействия.
В 75-летний юбилей Победы советского народа в Великой Отечественной войне, в подмосковном городе Красногорске открылся первый в стране и мире памятник-монумент.
Фронтовой кинооператор
В 2016 году Союз кинематографистов Российской Федерации, при поддержке Общественного движения «Бессмертный полк России» и Рос. военно-исторического общества, выдвинул инициативу увековечивания памяти фронтовых кинооператоров.
В Великую Отечественную войну, за 1418 дней Великой Отечественной войны от Баренцева моря до Черного, снимали боевые действия около 300 фронтовых кино-операторов. В боях погиб каждый пятый. Почти все оставшиеся в живых были ранены или контужены.
Вклад фронтовых кинооператоров в Победу над врагом огромен,-- от самой первой победы под Москвой, обстановки на Волге, и, переломного 1943 года. Без военной хроники страна и весь мир в полной мере не смогли бы понять цену Великой Победы 1945 г.. Святая Память об операторах фронтовой хроники омыта кровью дорог к Победе.
Воплотить идею в жизнь помогли осуществить представители Московского клуба документального кино им. В. Микоши-- Ирина Гращенкова и Эмилия Космачевская, директор Рос. государственного архива кино-фотодокументов — Наталия Калантарова и Радий Хабиров, тогдашний глава городского округа г. Красногорск.
4 сентября 2020 г., в сквере Яблоневой аллеи города, рядом с Волоколамским шоссе, где в 1941 году было сорвано и остановлено вражеское наступление, состоялось открытие монумента.
За основу скульптурного образа, по просьбе фронтового оператора Бориса Соколова был взят реальный человек — кинооператор, капитан Владимир Сущинский.
Он и его коллеги жертвовали жизнью, чтобы сохранить для потомков живую историю жестокой беспощадной правды о Великой Отечественной войне.
Авторы монумента — художник-монументалист Мария Татевян, Олег Калинин, скульпторы Станислава и Андрей Смоляниновы, архитектор Яна Браговская.
Руководитель проекта монумента Мария Тативян считает и верит, что: ... мы обязаны сохранить для истории тех, кто навечно остался за кадром, всю их исторически подлинную атрибутику. В этом — дань документальной правды тем, чьи кинодокументы не могут лгать. Моя идея — сделать так, чтобы люди могли посмотреть на окружающий мир через объектив кинокамеры и таким образом причаститься к нашей великой истории»
Великая Отечественная война, охватившая судьбы миллионов людей: от Северного Ледовитого океана да Кавказа, от Берлина до Волги — была запечатлена на киноплёнке. Благодаря самоотверженности, таланту, солдатскому героизму кинооператоров мы владеем сейчас кино-летописью грозных тяжёлых событий нашей эпохи. В Государственном архиве кинофотодокументов Российской Федерации в Красногорске навечно хранятся негативы легендарных киноплёнок.
В одной из своих книг о Великой Отечественной войне --- «Я остановил время», фронтовой кинооператор Владислав Микоша признаётся и обращается ко всем нам и к будущим поколениям: «Скажу от имени всех нас — и живых, и мертвых: мы не только жили те четыре года на пределе своих возможностей, физических и духовных, но мы еще и чувствовали, что судьба Родины зависит от нас — от каждого. И если кто-то сочтёт это заблуждением — пусть, но согласитесь: прекрасно «заблуждение», которое помогло стране выстоять в великих испытаниях...».
Мы глубоко чтим святую память о военных кинооператорах, которые несли суровую правду дорог к Победе. Это и память об одном из них, остановившего время, операторе, капитане Владимире Александровиче Сущинском, чей скульптурный образ в монументе стоит на Волоколамском шоссе как символ нашей Победы. Победы, начавшейся здесь, с битвы под Москвой зимой 1941г. и поставившей точку в Берлине, окончательным разгромом врага, желающего превратить народы Мира в рабов. Победы, принесшей радость со слезами на глазах, весной 1945г., скорбящим от незаживающих ран Великой Отечественной войны десяткам тысяч наших современникам...
В коротких, суровых выпусках первых дней войны, в волнующих фильмах о трудных победах на своей земле и в странах освобождённой от фашизма Европы, в современных монументальных фильмах о Великой Отечественной, воплотились результаты труда фронтовых операторов. Благодаря их самоотверженности, таланту, солдатскому героизму, подчас ценой самой их жизни, мы владеем сегодня кино-летописью трагических событий нашей эпохи, жестоких испытаний нашего народа в дороге к великой Победе 1945г...