Будет ли в Подмосковье дальнейшее укрупнение округов?
Оптимизация затянулась и поглощает все новые муниципалитеты области
Начало административной реформы в Московской области было объявлено в 2014 году. Спустя пять лет региональные власти заявили о ее завершении — в Подмосковье остались только округа и больше не было районов. Но на этом процесс не остановился. За последние два года были объединены (укрупнены) несколько муниципалитетов.
Жители Московской области в последние два десятилетия успели устать от административных реформ и перекраивания карты своей малой родины. При старте новой реформы в 2014 году в области было 36 районов и столько же городских округов. Теперь в регионе 60 муниципалитетов. 12 «недостающих» муниципалитетов стали жертвой реформы и уже не являются самостоятельными единицами.
Когда то муниципалитетов в Московской области не было вовсе. Ведь как просто было в средние века. Тогда в Москве правил князь, на местах — его наместники, а горстку «олигархов» обслуживала огромная армия холопов. Перед революцией 1917 года Московская губерния состояла из 13 уездов: Богородского, Бронницкого, Верейского, Волоколамского, Дмитровского, Звенигородского, Клинского, Коломенского, Можайского, Московского, Подольского, Рузского и Серпуховского. В ранние годы советской власти были упразднены Верейский и Рузский уезды. Образован и тут же упразднен Наро-Фоминский уезд. Созданы Сергиевский, Орехово-Зуевский, Воскресенский и Ленинский уезды, а Егорьевский и Каширский уезды были присоединены из других губерний. Таким образом, к 1929 году, когда официально была создана Московская область, в ней было 17 уездов.
14 января 1929 года область получила название Центрально-промышленной, но спустя 5 месяцев была переименована в Московскую. Документ Президиума ВЦИК об ее учреждении появляется 1 октября того же года. В состав области вошла не только бывшая столичная губерния, но и территории Рязанской, Тверской, Тульской, Владимирской и Калужской губерний. Область разделили на 10 промышленных и сельскохозяйственных округов, которые в свою очередь, делились на 146 районов. Спустя полгода округа были отменены и районы стали напрямую подчиняться областным властям. Еще через год самостоятельной административной единицей стал город Москва. В 1935 году начался процесс передачи территорий другим областям. Сначала эта участь постигла 26 районов, переданных новой Калининской (Тверской) области. Затем были созданы Тульская и Рязанская области, к которым отошли значительные территории Московской.
К началу Великой Отечественной войны в области было 57 районов. В 1942 году регион снова прирос рядом районов Тульской и Рязанской областей, но двумя годами позже часть районов передали созданным Калужской и Владимирской областям. В 1946 году некоторые муниципалитеты возвращаются в Рязанскую область, а в 1957 году — в Тульскую.
В 1959 году число районов решили оптимизировать. Этот процесс длился пару лет и в итоге в области в 1961 году осталось 29 районов. При этом часть бывших районов стали частью города Москвы. Оказалось, что такого укрупнения мало. И уже в 1963 году количество районов сокращается всего лишь до 12. «Суверенитет» сохранили Волоколамский, Дмитровский, Егорьевский, Звенигородский, Коломенский, Ленинский, Люберецкий, Можайский, Мытищинский, Орехово-Зуевский, Солнечногорский и Ступинский районы.
О том, что такая система административного деления внесла лишь путаницу и подорвала местные устои, поняли уже через два года. Восстанавливаются все районы (кроме Калининградского), которые были в области в 1961 году. Тогда же, в 1965 году, Зеленоград отдали Москве. В 1969 году были образованы Озерский и Домодедовский районы, после чего карта Московской области обретает стабильность на долгие 15 лет. Собственно и в оставшиеся годы СССР количество районов не меняется, но в 1984 году активно пошел процесс присоединения подмосковных земель к Москве. До 1990 года в составе столицы оказались некоторые территории Красногорского, Химкинского, Мытищинского, Балашихинского, Люберецкого, Ленинского, Наро-Фоминского, Солнечногорского, Подольского районов. Целиком в Москву влились город Солнцево, рабочие поселки Западный, Северный, Мещерский, Косино, Крюково, Новобратцевский, дачные поселки Переделкино, Чоботы, село Виноградово, части городов Щербинка, Долгопрудный, Люберцы, рабочих поселков Новоподрезково, Бутово, дачных поселков Алабушево и Мичуринец.
Девяностые годы изменили на карте Подмосковья только наименования некоторых населенных пунктов, в том числе городов Загорск и Калининград (стали Сергиевым Посадом и Королевым). Несколько городов получили статус городов областного подчинения. В 2004 году последовало приведение систем административно-территориального и муниципального деления в соответствие с изменившимся законодательством. Ряд районов стали городскими округами, в черту городов входили поселки. В итоге было образовано 36 городских округов, 36 муниципальных районов и 306 поселений в районах, из которых 114 были городскими и 192 — сельскими. В деталях эта реформа продолжалась и в 2006-2007 годах.
Следующее потрясение случилось в 2012 году, когда Москва приросла городскими округами Троицк и Щербинка, тремя городскими и 16-ю сельскими поселениями из Наро-Фоминского, Ленинского и Подольского районов. Затем в столице оказались и некоторые территории Красногорского и Одинцовского районов. Одним решением Московская область лишилась 148 тыс гектаров земли.
С 2014 по 2019 года, в рамках уже упомянутой новой реформы, все районы области были преобразованы в городские округа или объединены с другими муниципалитетами. Поселения в составе районов были и вовсе упразднены. То есть, все снова вернулось на круги своя. Но на этом областные власти не успокоились и почти сразу взялись объединять и новоявленные округа. Например, Шатура и Рошаль стали округом Шатура, Коломна «впитала» в себя Озеры, городским округом Пушкинский стали собственно Пушкинский округ, а также округа Красноармейск и Ивантеевка. В состав Балашихи вошел Железнодорожный, Климовск стал единым целым с Подольском, город Юбилейный с Королевым, а Звенигород — с Одинцово.
Областные власти на всем протяжении реформы не раз подчеркивали, что такие слияния необходимы региону. Якобы, это способствует снижению административных барьеров в области, а решения стали приниматься чиновниками намного быстрее. Количество чиновников сокращается, а освобожденные средства идут на строительство важных социальных объектов. Объяснения не очень веские. Взять ту же экономию на чиновников. В численном выражении их число, конечно, сокращено. Но у них, в отличие от простого работающего населения, доходы стабильно растут. Причем речь идет именно о муниципальных служащих, но на деле на местах при сокращении таких должностей одновременно наращивается количество сотрудников, которые переводятся на должности в так называемые МКУ — муниципальные казенные учреждения. По сути число бюджетных служащих по осуществлению полномочий органов власти остается неизменным. Губернатор Андрей Воробьев объяснил в свое время административную реформу также не очень понятно и весьма расплывчато.
«Все объединения делаются не ради объединения, а для того, чтобы сконцентрировать ресурсы и сделать жизнь людей более комфортной. Вот в чем стратегический замысел и наша задача. Все это получается тогда, когда на местах работает дееспособная профессиональная команда. Еще раз хочу обратить на это внимание», — говорил глава региона.
Спустя семь лет после начала реформы очень хочется посмотреть на те места, где концентрируются ресурсы. Возможно, там бытие жителей Подмосковья стало лучше и веселее. Чем «концентрация» на самом деле оборачивается на местах и где же население Подмосковья живет теперь комфортно? Правилом стала практика, когда даже в окружных центрах «оптимизируются» важные учреждения. Взять тот же Можайск. За последние 15 лет можайский сбербанк стал подчиняться главу в Рузе, а затем в Одинцово. Налоговая служба — также филиал Рузы. Районная газета перешла в вассалы некоего образования из нескольких газет и каждую бумажку вынуждена подписывать в Наро-Фоминске. Центральная городская больница переподчинена тому же Наро-Фоминску, как и станция скорой помощи. Дошло до того, что ранее в одном из лучших роддомов области теперь могут рожать только исключительно здоровые по всем показателям женщины. В любом другом случае, которых сейчас, увы, больше, их везут в Наро-Фоминск, где теперь и «сконцентрирован» «хороший» роддом. А большая часть здания роддома в Можайске теперь отдана под ковидный госпиталь. Раньше люди здесь рождались, а теперь умирают.
Аналогичный пример с роддомом и в Ивантеевке. Здесь его вовсе закрыли. Сокращены и другие направления оказания медицинской помощи. В случае беды надо ехать в Пушкино. При этом быстрой и короткой дороги между Ивантеевкой и Пушкино нет. Между городами — лесопарк и железнодорожная магистраль. В процессе оптимизации инфраструктуру оптимизировать забыли....
В ходе реформы будущие проблемы не были секретом. Но бастовали единицы. В Одинцово, например, проголосовали против создания округа депутаты поселения Барвиха, а в Можайске — депутаты поселения Борисово. Но это не стало препятствием для власти и поселения были попросту ликвидированы без учета мнения жителей и народных избранников.
Судя по тому, что областная власть преподносит свою реформу как кладезь эффективности, то стоит ждать дальнейшего объединения округов. Пока что ничего хорошего для жителей области эти укрупнения не принесли. Но для чего-то они происходят? Оказывается, такие перемены таят в себе немало деталей. Например, сами по себе Пушкино, Ивантеевка и Красноармейск были заурядными муниципалитетами. Но после объединения население единого округа стало намного больше. Теперь в округе изменилась предельная этажность жилых зданий, что позволяет строить дома более плотно на очень дорогой подмосковной земле. Так что процесс активного заселения Подмосковья далеко не коренным населением только набирает обороты.
Один результат реформы уже очевиден — институт местного самоуправления в регионе практически уничтожен. Власть стала намного дальше от народа, чем еще 5-7 лет назад. Ничего хорошего не несет и сопровождающая перемены оптимизация социальных сфер.
Судя по истории административного деления региона, рано или поздно процесс укрупнения муниципалитетов вновь пойдет вспять. Как известно, история имеет свойство повторяться. И нет сомнений, что новые изменения в устах власть имущих будут тоже «жизненно важными и необходимыми». Но в условиях тяжелой экономической ситуации люди ждут от власти конкретных решений и действий, а не сомнительных реформ с чехардой в названиях округов и районов. Это ничего не изменит, ведь, как известно, хрен редьки не слаще. Люди хотят жить комфортно не на бумаге, а на деле, иметь постоянную работу и возможность растить детей с уверенностью в завтрашнем дне.