Чем занимается олигарх и экс-начальник Чукотки Роман Абрамович?
Он еще полон сил — сегодня ему исполняется всего лишь 58 лет
24 октября — день рождения Романа Абрамовича. Мало кто не слышал имени и фамилии этого человека, ставшего олицетворением истории России в последнюю четверть века. Его яркая биография и новости о том, как он живет сейчас — в материале издания «Вести Подмосковья».
Роман Абрамович родился 24 октября 1966 года в городе Саратове. Он рано потерял родителей. Мать, работавшая преподавателем музыки, умерла, когда ему был всего год, а отец трагически погиб спустя еще два года. Предки Абрамовича по национальности евреи. Когда-то давно могли жить в Португалии, потом точно жили в Германии и в Белоруссии, а перед самой войной — в Литве. К 22 июня 1941 года политически неблагонадежные элементы и евреи, которые могли стать первыми жертвами фашистов, были вывезены в Сибирь — кого-то отправили на поселение, а кого-то и в лагеря.
Оставшегося без родителей мальчика воспитывала семья его дяди Лейба Абрамовича, жившего и работавшего начальником управления «Печорлеса» в городе Ухте, что в Республике Коми. В 1974 году Романа отправили учиться в Москву, где он жил у другого дяди — Абрама Абрамовича. Здесь будущий миллиардер получал знания в школе на Цветном бульваре и окончил ее в 1983 году. Образование он продолжил, вернувшись в Ухту, где поступил на лесотехнический факультет местного индустриального института. В этом вузе отсрочки от армии не было, поэтому уже на следующий год Роман отправился служить. Он два года был рядовым автомобильного взвода воинской части во Владимирской области. Про его демобилизацию впоследствии в российских коридорах власти распространялся рассказ (якобы, со слов Абрамовича), что в качестве дембельского аккорда подразделение Абрамовича получило задачу вырубить участок леса. И вот Роман Аркадьевич придумал комбинацию, поделив этот участок на квадраты и продав его по частям жителям окрестностей на дрова. Деньги вроде как солдаты поделили между собой. Слабо вериться, что на вырубленный лес никто заранее не положил глаз, кроме рядового Абрамовича, а еще и не ясно, кто в итоге лес вырубал — дембеля или те же местные жители.
После армии Абрамович идет работать механиком в стройуправление треста «Мосспецмонтаж», где и трудится почти два года. Институт в Ухте, судя по всему, он так и не окончил. Уже настали времена кооперативов и Абрамович начинает свой путь к вершинам бизнеса. Начинал вроде как с перепродажи обоев, а затем покупает кооператив под названием «Уют», где делали детские игрушки. Проходит всего пара лет и число зарегистрированных Абрамовичем фирм растет, как грибы после дождя. Это были такие коммерческие организации, как «Меконг», «Фирма «Супертехнология-Шишмарев», «Элита», «Петролтранс», «ГИД», «НПР» и другие. Но особенно он отличился малым предприятием «АВК». По сути это была посредническая компания, перепродававшая все, что только можно. Большое внимание уделялось и нефтепродуктам. На Абрамовича даже завели уголовное дело, заподозрив в хищении дизельного топлива с завода в Ухте, которые чудодейственным образом оказалось в Латвии. После возмещения ущерба дело было закрыто.
Именно интерес к нефти знакомит Абрамовича на дорожках российского бизнеса с Борисом Березовским. Двое предприимчивых людей в тандеме и вовсе образовали термоядерную смесь — акулы с Уолл-стрит скромно стоят в сторонке. Сближение с Березовским тогда означало и сближение с семьей российского президента Ельцина. Именно Борис Николаевич соглашается на предложение тандема создать компанию «Сибнефть», объединив два предприятия — добывающее нефть («Ноябрьскнефтегаз») и нефтеперерабатывающий завод (НПЗ в Омске). Ельцин подписал в 1995 году специальный указ и новый концерн был постепенно приватизирован за два года через залоговые аукционы. Эксперты считают, а Счетная палата это потом и подтвердила, что государство получило с этой сделки в тридцать раз меньше, чем могло бы получить. Абрамович же вошел в состав совета директоров «Сибнефти». В те же годы он был активен на рынке ГКО и позднее именно спекуляции с этими облигациями были признаны одной из главных причин дефолта 1998 года.
В конце 1999 года состояние Абрамовича перевалило за миллиард американских долларов. Оно оценивалось в $1,3 млрд. Тогда же он становится депутатом Государственной думы по Чукотскому одномандатному округу № 223. Такой выбор региона для реализации политических амбиций был не случаен. На Чукотке работало несколько компаний, через которые сбывались нефть и нефтепродукты «Сибнефти». В Госдуме Абрамович воздержался от участия в каких-либо фракциях, но вошел в комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока.
Уже через год Роман Аркадьевич покидает парламент по уважительной причине — теперь его избирают губернатором Чукотского автономного округа. На этом посту он находился семь с половиной лет. На Чукотке Абрамовича вспоминают добрым словом. Деньги сделали свое дело — уровень жизни в регионе значительно улучшился. Секрета в том, что он вкладывал в Чукотку свои личные деньги — нет.
«Кто-то считает, что я стал помогать Чукотке потому, что провел часть детства на Крайнем Севере, кто-то думает, что я стал помогать Чукотке потому, что детство у меня было трудное, а кому-то кажется, что я стал помогать Чукотке потому, что наворовал денег. Ни то, ни другое, ни третье. Когда приходишь, видишь такую ситуацию, видишь 50 тысяч человек — идешь и что-то делаешь. Ничего страшнее, чем то, что я увидел там, я в жизни своей не видел», — говорил об этом сам Абрамович.
Перед его приходом к власти в округе было мало предприятий, где люди получали бы заработанные деньги. Долги по зарплатам достигали четырех лет, а полгода задержки было правилом. Абрамович тут же выплатил все долги и увидел другую проблему — с алкоголем. Последовали выводы — зарплату стали выдавать на банковские карты. При этом в торговых точках их практически не принимали, и, чтобы снять деньги, надо было добираться до Анадыря — столицы округа. А на Чукотке это ой как нелегко. Со временем потребление алкоголя значительно снизилось. До сих пор здесь приобрести его очень сложно, а в некоторых районах продажа спиртного и вовсе запрещена.
Губернатор редко появлялся в округе, но руководил удаленно регионом исправно. Была приведена в порядок коммунальная инфраструктура, началось строительство новых домов. В Анадыре были построены крупный торговый центр, стадион, кинотеатр, развлекательный центр, дети в школах узнали, что такое интернет. Только в первые два месяца своего губернаторства Абрамович ассигновал на повышение уровня жизни жителей порядка $18 млн.
В 2005 году Абрамович был выбран главой региона еще на один срок, хотя он и просил у президента освободить его от должности. Сделал это только Дмитрий Медведев в 2008 году. Но совсем Чукотку олигарх не покинул, а стал местным депутатом и возглавил законодательное собрание округа. Спикером он был до июля 2013 года.
Полномочия главы региона никак не мешали Абрамовичу заниматься бизнесом. По сути это и было его основное занятие. Бизнесмен продолжал наращивать свои активы и состояние. С Березовским он поссорился и даже выиграл у него суд в Лондоне. Абрамович приобретал 49% акций ОРТ (теперь «Первый канал»), 26% «Аэрофлота», вместе с Олегом Дерипаской создал компанию «Русский алюминий», с ним же купил «Иркутскэнерго» «Красноярскую ГЭС, автохолдинг «РусПроАвто». Покупал и продавал. Той же «Сибнефти» продал 73% акций. В настоящий момент Абрамович является акционером «Норильского никеля», Ренессанс Страхования», главным владельцем «НРК-Р.О.С.Т». Вкладывался и в строительство. Как спикер заксобрания Чукотки он подавал декларации. Так вот в 2011 году на его банковских счетах было $3,379 млрд, Абрамович владел 12 земельными участками в нескольких странах, девятью домами, семью квартирами, столько же было автомобилей и компаний, акции которых он имел. Это только его активы — без учета членов семьи.
В какой-то момент олигарх задумался о приобретении иных гражданств, кроме российского. Гражданином Израиля ему было стать легко, а вот со Швейцарией так и не получилось. Зато получилось с Португалией. В 2015 году в этой стране был принят закон, по которому в Португалию теперь могли вернуться потомки евреев-сефардов, изгнанных оттуда в средние века. Абрамович смог доказать такое родство и получил гражданство Португалии, оказавшись со своим состоянием самым богатым гражданином этого государства. Однако, многие в Португалии сомневаются, что Абрамович предоставил верные сведения о предках и по этому поводу проводится расследование. Так что этого паспорта миллиардер еще может лишиться.
Одна из самых громких страниц биографии Абрамовича — покупка английского футбольного клуба «Челси». Он его приобрел летом 2003 года, когда клубу грозило банкротство. Абрамович выплатил долги и накупил в команду дорогих и сильных футболистов. Далеко не сразу, но любимая игрушка все же стала приносить трофеи. За время владения «Челси» Абрамовичем клуб два раза выиграл Лигу чемпионов Европы, два раза — Лигу Европы, по одному разу — суперкубок УЕФА и клубный чемпионат мира, пять раз — чемпионат Англии, столько же — Кубок Англии, три раза — Кубок лиги Англии и два раза — суперкубок Англии. После начала СВО Абрамович был вынужден продать «Челси». Причем денег он за него не получил — они заморожены из-за санкций, а половину из этих средств британцы обещали отдать на помощь Украине.
Из-за покупки английской команды Абрамович подвергался на родине резкой критике. В России, кстати, он хотел приобрести ЦСКА, но та сделка сорвалась. На самом деле Абрамович немало вложил и в российский спорт. Через третьих лиц он оплачивал немаленький контракт тренера сборной России по футболу, голландца Гуса Хиддинка. Предприниматель является основателем фонда «Национальная академия футбола». На его средства в ряде городов России были построены стадионы для детско-юношеских спортивных школ. В Омске городским командам Абрамович бесплатно передал принадлежавшие ему МСК «Арена Омск» и хоккейный центр «Авангард».
Британские газеты писали, что незадолго до начала СВО Абрамович переписал основные активы на своих детей. Но значительной части капитала из-за санкций он все равно лишился. Эта сумма оценивается примерно в $8 млрд. При этом в рекордном для него 2008 году у Абрамовича было $23 млрд, а сейчас приблизительно $7,8 млрд. У него есть много недвижимости, самолеты и несколько яхт. Например, судно «Эклипс» имеет длину 170 метров, корпус яхты сделан из пуленепробиваемой стали, окна — бронированные и даже есть система оповещения о ракетном нападении. Предпринимателя в шутку называют владельцем собственного флота, а он на это отвечает лично придуманным афоризмом: «Храните деньги в сберегательных яхтах».
Что касается личной жизни, то Абрамович был женат три раза. С первой супругой, Ольгой, детей у него не было, зато со второй, Ириной, они воспитывали пятерых — Анну, Аркадия, Софью, Арину и Илью. Третью супругу звали Дарья, в семье родились сын Аарон и дочь Лея. С третьей женой олигарх расстался в 2017 году и с тех пор официально не расписан.
За последние годы Абрамович запомнился тем, что принимал участие в переговорах России и Украины в марте 2022 года. Тогда громкой была история о том, что у него после переговоров были выявлены признаки отравления. Позднее участвовал в обмене пленными между сторонами. Лондон, как и многие другие места в мире, стали для Абрамовича недружелюбными, поэтому в настоящее время он живет в Турции — в Стамбуле, где снимает дом. В общем, ведет себя согласно своей любимой поговорке: «Мое правило: сиди тихо и не высовывайся».