Что помогает снижать аварийность на дорогах Московской области?
В Подмосковье четвертый год реализуется комплекс мероприятий по национальному проекту «Безопасные качественные дороги»
Подмосковье лидирует по приросту числа жителей. За последние 10 лет население региона увеличилось на 1,5 млн человек, сообщил губернатор Московской области Андрей Воробьев в ходе встречи с президентом РФ Владимиром Путиным. «И это стимулирует нас еще больше думать об инфраструктуре, вместе с федеральным центром реализовывать десятки сложных и уникальных проектов», – написал Воробьев в своем Telegram.
Действительно, дорожно-транспортная инфраструктура Московской области развивается быстрыми темпами, подстраиваясь под стремительный ритм столичного региона. Каждый год на территории Подмосковья строят новые магистрали, развязки, пешеходные переходы. В прошлом году на строительство этих объектов ушло 32,2 млрд рублей. Таким образом, в 2022 году уложили верхнее покрытие на более 800 км автодорог. В прошлом году открыли движение по двум полосам основного хода трассы А-104 «Москва — Дмитров — Дубна — Рогачевское шоссе» (от Дмитровского шоссе до а/д «Хлебниково-Рогачево» — Луговая) и путепровода. Протяженность объекта составила 4,7 км. Кроме того, началось строительство сети трасс общего пользования регионального значения Московской области «Солнцево — Бутово — Видное — Каширское шоссе — Молоково — Лыткарино — Томилино — Красково – Железнодорожный» (проектная мощность — 44,84 км).
А что же с обеспечением безопасности движения на дорогах, спросите вы, ведь дороги-дорогами, а главное, чтобы по ним можно было ездить без опаски за свою жизнь и здоровье. Здесь тоже все под контролем – в Московской области четвертый год реализуется комплекс мероприятий по национальному проекту «Безопасные качественные дороги». Об эффективности можно судить по статистике. По итогам 2022 года, на дорогах Московской области зафиксировано устойчивое снижение общего числа ДТП относительно аналогичного периода прошлого года – на 14,5 %. Количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях снизилось на 10%, раненых – почти на 16%.
Минтранс Подмосковья не только открывает движение по новым трассам, ремонтирует дорожное покрытие, но вдумчиво подходит к вопросам безопасности. Так, только в 2022 году для повышения безопасности вновь применили одну из эффективных мер предотвращения встречных столкновений – разделили встречные потоки, обустроив 50 км тросового ограждения. Чтобы работать на опережение, аварийные и опасные участки дорог прогнозируются с помощью специального программного обеспечения «Аналитический модуль БДД», который помогает выработать эффективные мероприятия по повышению безопасности движения и определять оптимальные места размещения технических средств контроля соблюдения ПДД в качестве оперативного реагирования на очаги аварийности. За год установили 7,5 тыс. катафотов, модернизировали и установили новые 150 светофоров, построили 60 км тротуаров, оборудовали подсветкой разного уровня больше 1,7 тыс. пешеходных переходов и обустроили 600 новых пешеходных переходов в местах, где люди привыкли переходить проезжую часть. А также провели точечные мероприятия в 300 местах, где были зафиксированы ДТП, ликвидировав возможные очаги аварийности.
Дальше – больше!
Планы на 2023 год у Минтранса Подмосковья – колоссальные. Порядка семи миллиардов рублей направят на ремонт дорог в Московской области. Как отметили в Минтрансе Подмосковья, к ремонту планируется приступить с началом благоприятных погодных условий в конце апреля. В его рамках планируется обновить полторы тысячи километров покрытия. Также в 2023 году в Подмосковье планируется строительство транспортных объектов. На эти цели предусмотрено свыше 65 миллиардов рублей. Всего планируется открыть 22 дорожных объекта. В числе самых крупных – реконструкция Октябрьского проспекта, открытие съезда с Володарского шоссе на А-105. Помимо этого, на текущий год запланировано продолжение строительства 14 крупных объектов, в том числе путепроводов Московских центральных диаметров. Кроме того, начнут строить и реконструировать 13 участков региональной дорожной сети. Как сообщил Андрей Воробьев, в 2023 году полностью введут весь подмосковный участок трассы М-12 и завершат реконструкцию трассы М-5. Ждем!
В целях повышения уровня безопасности дорожного движения, снижения смертности и травматизма на дорогах Правительством Московской области принято решение об увеличении количества стационарных комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД в регионе на 600 единиц. Увеличение числа комплексов также предусмотрено нацпроектом «Безопасные качественные дороги». Новыми камерами оснастят отдаленные участки региональных дорог – в точках, определенных Госавтоинспекцией, Минтрансом Подмосковья, а также владельцами дорог, аварийно-опасные участки и места концентрации ДТП, а также выделенные полосы общественного транспорта.
Альтернативный метод повышения безопасности на дорогах Подмосковья
На безопасность на дорогах влияет огромное количество факторов – от состояния дорожного полотна до уровня усталости и спокойствия водителей. Именно поэтому важнейшим направлением деятельности Минтранса Подмосковья является оптимизация дорожного движения с применением интеллектуальных транспортных систем. Это позволяет не только улучшить дорожную ситуацию: ликвидировать протяженные заторы на автодорогах и повысить пропускную способность. Также это способствует снижению количества нарушений ПДД, например, водители не выезжают на обочину для того, чтобы объехать пробку, не превышают установленную скорость движения, чтобы наверстать потерянные полчаса в той же пробке, не перестраиваются из ряда в ряд, создавая при этом аварийные ситуации. В результате мы получаем уменьшение количества ДТП, снижение раненых и погибших в авариях. В целях обеспечения безопасности пешеходов внедряется логика управления светофорными объектами, предусматривающая работу с кнопками вызова пешеходной фазы. Если с одной из сторон перехода кто-то захочет перейти улицу, ему достаточно нажать на специальную кнопку, и тогда через небольшой промежуток времени для автомобилей включается красный свет, а для пешехода – зеленый. И зеленый свет будет гореть для пешехода столько, сколько нужно, чтобы спокойно и безопасно перейти улицу.
Требующие внимания участки дорог определяются с помощью ежедневного мониторинга загрузки дорог и на основе обращений жителей. Каждый случай обсуждается представителями Минтранса Подмосковья и ГИБДД, администрацией и экспертами в сфере дорожного устройства. После – реализация.
В Московской области успешных примеров такой модерации дорожного устройства много: в 2021 году в подмосковных городах Щелково и Фрязино был реализован масштабный проект по оптимизации дорожного движения. В результате время проезда через города сократилось более чем на 40%. Также внедрение ИТС положительно повлияло на уровень безопасности на дорогах. К примеру, в Щелково на аварийно-опасном перекрестке в районе Пролетарского проспекта, Талсинской и Заречной улиц в период с 2019–2021 гг. произошло 5 ДТП, из которых 4 – это наезд на пешехода. После внедрения ИТС и по сегодняшний день аварийность на данном перекрестке отсутствует. В 2022 году Минтранс Подмосковья продолжил оптимизировать существующую улично-дорожную сеть и ликвидировать «глупые» пробки на дорогах региона. По многочисленным просьбам граждан и жалобам на протяженные заторы была проведена модернизация светофора в Долгопрудном на проблемном перекрестке Новое шоссе – Энергетическая улица – съезд с Дмитровского шоссе. В результате модернизации перекрестка в Долгопрудном протяженность дорожных заторов сократилась на 40%, пропускная способность в сторону Москвы в утренние часы пик увеличилась до 50%.
В 2023 году работа по данному направлению продолжится – планируется провести работы и улучшить транспортную ситуацию в 300 местах. Кроме того, в 2023 году на территории Московской области будет запущена Единая информационная платформа управления транспортным комплексом (ЕИПУТК), которая позволит управлять дорожным движением, выявлять и ликвидировать участки, где снижается пропускная способность дороги и движение машин резко замедляется, а также опасные инциденты на дорогах с использованием искусственного интеллекта.
Главное – безопасность и комфорт
Все вышеперечисленные меры призваны в первую очередь повысить уровень безопасности дорожного движения и обеспечить комфорт для всех его участников. Однако без обратной связи с жителями это невозможно. Специально для этого в Московской области существует сервис «Добродел», где жители сами могут давать оценку происходящему на дорогах области, сообщать об авариях, контактировать с представителями власти, писать свои предложения и оперативно решать актуальные вопросы. Благодаря такой слаженной работе, Московскую область действительно можно ставить в пример в качестве передового региона, где уровень безопасности на дорогах растет с каждым годом.
Автор — автоэксперт Алексей Щеглов.