МЦД

Что такое МЦД. Этапы запуска

Первые линии МЦД будут запущены до конца ноября

Фото: фотобанк "Вести Подмосковья"

В настоящее время в столице проходят такие масштабные транспортные изменения, что у них почти нет аналогов в прошлом города. Фактически, на наших глазах открывается новый вид метро, который изменит всю транспортную систему, как столичную, так и областную — это МЦД, что расшифровывается как Московские центральные диаметры.

Новое наземное метро призвано объединить существующую систему пригородных электричек с обычным метрополитеном. Суть в том, что с помощью МЦД вы можете без пересадок доехать из одного города Московской области прямиком в другой, при этом свободно проехав насквозь саму столицу. Такой амбициозный проект осуществляется в нашем регионе впервые. Ни один другой вид общественного транспорта не мог предложить жителям такой экономии времени и денег.

МЦД бережет ваши финансы, поскольку тарифы интегрированы с действующими на московском транспорте: разовая поездка на МЦД в пределах «Центральной» зоны будет стоить 38 руб. по тарифу «Кошелек» карты «Тройка» — это цена одной поездки на других видах общественного транспорта Москвы. Поездка также включает в себя бесплатные пересадки на метро и МЦК. Значительная экономия времени же образуется, в том числе, за счет сокращения переходов между видами транспорта или вовсе отмены необходимости в нем.

Так, например, полный маршрут из Нахабино в Подольск займет по МЦД всего 116 минут. При этом не требуется менять пригородные поезда с метрополитеновскими или перебегать с вокзала на вокзал. Вы просто садитесь в вагон в Нахабино, а выходите уже в Подольске.

Несмотря на то, что МЦД принято называть «наземным метро», москвичам, привыкшим к полностью подземному метрополитену, поможет сравнение с городскими электричками. Подобные проекты есть за рубежом, например, берлинские электрички S-Bahn, отлично себя зарекомендовавшие. С оглядкой на них действуют и московские специалисты, с той разницей, что наш проект более масштабен и абсолютно нов для жителей московского региона.

Строительство МЦД весьма важно для городского будущего, поскольку оно связано с изменением взгляда на Москву. Долгое время этот город воспринимался как жестко ограниченный дорогой МКАДа. Все, что за ним, уже не связывали со столицей, как говорит суровая народная присказка, «За МКАДом жизни нет». Однако, этому устаревшему отношению пришлось уступить место современной точке зрения, в которой нет подобных бесполезных разграничений.

Сегодня крупнейшие города мира, к которым, несомненно, относится и Москва, воспринимаются уже не отдельными мегаполисами, а как полноценные агломерации. Агломерация не включает в себя один основной населенный пункт, это скопление нескольких городов и поселений, обладающих множеством связей. Части агломерации образуют сложную систему с общими экономикой, культурой, промышленностью и, как раз, единой транспортной системой. Городские агломерации представляют собой большую социальную и экономическую выгоду, поскольку близко друг от друга расположено сразу много жилья, рабочих мест и зон отдыха.

Москва и Московская область уже некоторое время показывают все признаки настоящей агломерации. Множество жителей Подмосковья ездят в столицу на учебу или работу, а горожане выбираются за город на отдых или в образовательные поездки, что все вместе образует невероятно напряженный транспортный поток. Электрички и автомобильные дороги нуждались в серьезной разгрузке и поиске решений сложившейся ситуации. Агломерация – это хорошо, но, одновременно, она требует принятия масштабных решений и быстрой реакции на меняющееся время и возрастающие потребности своих жителей.

Первоначально, помочь жителям региона предполагалось с помощью расширения метро. Так, например, существовали планы строительства метрополитена до подмосковных Мытищ, чтобы людям не приходилось использовать электрички для поездки до «подземки». Но, затем появилось более целесообразное решение. Зачем тянуть дальше метро, что, к тому же, стоит весьма и весьма больших сумм, если можно улучшить и доработать то, что уже есть? Успех МЦК доказал, что пассажиры готовы к формату городских электричек или наземного метро, если интервал движения удобен, а поезда обеспечивают должный уровень комфорта.

Чтобы построить целую новую систему транспорта, тем более посреди мегаполиса, требуется провести серьезный объем работ. Строятся дополнительные главные пути и обновляют инфраструктуру ж/д станций. На существующие маршруты с открытием МЦД запускают десятки новых поездов «Иволга» отечественного производства. Работы проводят с учетом действующего графика движения пригородных направлений, чтобы максимально не затронуть комфорт пассажиров и не отменять электрички в область.

Реализацией проекта занимаются правительство РФ, Москвы и Московской области, ОАО «РЖД» и АО «Центральная ППК». Диаметры будут запускать в два этапа, реализация первого находится на финальной стадии. Первые линии МЦД запустят в рамках уже существующей железнодорожной инфраструктуры.

Общая протяженность диаметра МЦД-1 «Белорусско-Савёловский» составит 52 км, время в пути – 87 минут. Первоначально на линии будет 24 остановочных пункта. К 2024 г. число остановок вырастет до 28 (новые станции «Славянский бульвар», «Петровско-Разумовская», «Дмитровская» и «Илимская»). C 8 станций можно будет сделать пересадку на метро и МЦК. В перспективе число пересадочных станций увеличится до 12. Открытие движения позволит создать 403 тыс. дополнительных пассажирских мест в сутки.

Общая протяженность диаметра МЦД-2 «Курско-Рижский» составит 80 км, время в пути – 120 минут. На линии будет 33 остановочных пункта. В перспективе их число увеличится до 38. C 11 станций можно будет сделать пересадку на метро и МЦК. В перспективе число пересадочных станций увеличится до 15. Открытие движения позволит создать 486 тыс. дополнительных пассажирских мест в сутки.

Таким образом, даже первый этап реализации проекта уже представляет не имеющий аналогов масштабный проект. В общей сложности, первые два МЦД –это 132 км, 57 станций. В перспективе количество станций будет увеличено до 66.

Запуск, по информации ОАО «РЖД», состоится уже в ноябре этого года. Предполагается, что открытие МЦД-1 и МЦД-2 улучшит транспортную доступность для более 4 миллионов человек. Сложно недооценить масштабы полезного влияния, которое проект окажет на всю московскую агломерацию.

На втором этапе планируется запустить еще 3 диаметра, они находятся в стадии проектирования. Новые линии соединят МЦД-3: Зеленоград и Раменское, МЦД-4: Апрелевку и Железнодорожный, МЦД-5: Пушкино и Домодедово.

Согласно расчетам, запуск всего проекта МЦД разгрузит на четверть центральные вокзалы и до 12% транспортную инфраструктуру Москвы. Пересесть на новые поезда смогут не только пассажиры электричек и метро, но и автомобилисты. Таким образом, сократится количество заторов на дорогах. Из-за того, что диаметры больше не будут зависеть от вокзалов, как электрички, у которых это всегда конечная станция, жители смогут планировать совсем другие маршруты, более точные и выгодные.

Движение поездов по диаметрам планируют осуществлять с 5:30 утра до 1:00 ночи. Интервалы должны составить не более 5-6 минут в часы пик. Все работы на МЦД проводят с учетом благоустройства прилегающей территории, включая замену дорожного покрытия и организацию подвоза пассажиров к МЦД наземным транспортом.

Ошибка загрузки