Десантники капитана Старчака не пустили фашистов в Москву
Немецкие танки захватили Юхнов и вплоть до Москвы перед ними уже не было наших войск
Лишь недавно большинство россиян узнали имя этого героя Великой Отечественной войны благодаря вышедшему на экран художественному фильму «Подольские курсанты». Капитана Иван Старчака сыграл в этом фильме актер Сергей Безруков. В те октябрьские дни 1941 года Старчак и его десантники совершили настоящий, бессмертный подвиг...
После того как немцы в начале октября окружили большую группировку советских войск под Вязьмой, фронт оказался открыт сразу в некоторых местах. Танки гитлеровцев бойко пророкотали своими моторами вплоть до Юхнова, заправились и почти без задержек взяли курс на Малоярославец. До столицы оставалось всего ничего, а советских войск на этом направлении не было. Еще и чудом узнали, что немцы уже в Юхнове только благодаря летчикам. Несколько раз перепроверяли и потом командование стало думать — что же делать?
Надо было на 5-7 дней задержать немцев, чтобы подтянуть уже двигавшиеся к Москве дивизии с других фронтов и из глубины страны. Но за эти дни немцы могли взять Москву... Срочно были поставлены в ружье два военных училища в Подольске и курсанты начали выдвижение на позиции. На Варшавское шоссе стягивались все силы, которые только удавалось найти в Москве и окрестностях. Одним из таких «пожарных» подразделений стал отряд, который срочно был сформирован начальником парашютно-десантной службы Западного фронта капитаном Иваном Старчаком. Удалось набрать 430 хорошо подготовленных бойцов, которые заняли оборону возле Варшавского шоссе на восточном берегу реки Угры. Кстати, мы вовсе не нарушаем рамки нашей рубрики, которая пишет о подвигах на территории Московской области. Мало кто знает, что Малоярославец и Малоярославецкий район в те годы входил в состав Московской области. Эта территория станет Калужской областью только в 1944 году.
Разведчики немцев уже вовсю шныряли в окрестностях Угры, на подходе были основные силы. У бойцов были всего одни сутки для того, чтобы занять позиции и окопаться. Старчаковцы успели вырыть окопы полного профиля на фронте в 600 метров и в 400 метров в глубину обороны. Однако из вооружения у десантников было только стрелковое оружие. Немцы вышли к Угре 5 октября незадолго до полудня. Они хотели сходу проскочить мост и занять другой берег. Но мост рухнул от взрыва вместе с первыми на нем гитлеровцами. Задача для противника усложнялась и некоторое время шла лишь ожесточенная перестрелка с двух берегов. Чуть позже гитлеровцы подтянули орудия и минометы, обстреляли красноармейцев и пошли в атаку. Однако преодолеть неглубокий и узкий водный рубеж немцы в этот день так и не смогли. В те дни каждые сутки задержки противника были на вес золота. И один день бойцы Старчака уже отыграли.
На следующий день немцы вели лобовые атаки очень вяло, но обстреливали оборону артиллерией и бомбили с «Юнкерсов». Также гитлеровцы переправились через Угру справа и слева от десантников и стали атаковать их фланги. Возникла угроза окружения и Старчак принял решение отвести отряд на запасной рубеж, который уже был подготовлен у деревни Стрекалово, расположенной непосредственно на Варшавском шоссе. На Угре прикрывать отход остался отряд лейтенант Наумова с 55 десантниками.
7 октября десантники с боями отходят по шоссе в сторону Москвы. Старчак успел съездить в Медынь, куда его вызвал маршал Буденный. Легендарный командир Гражданской войны просит капитана продержаться еще совсем немного — помощь близко. Первые части подольских курсантов уже на подходе. Главная задача — не отступать дальше реки Изверь.
Десантники стоят насмерть против немецких танков. С ними они смогли бороться благодаря усилению — батарее курсантов из артиллерийского училища под командованием капитана Россикова. Силы защитников Москвы тают, артиллеристы уже расстреляли все снаряды и сражаются как пехотинцы. И все же Старчак держит немцев на Угре вплоть до ночи 8 октября, когда отводит свой отряд на Изверь. Здесь десантников наконец-то сменили на передовом рубеже. Их место заняла танковая бригада полковника Троицкого. За 5 дней немцы смогли преодолеть по Варшавскому шоссе всего 20 километров. И путь нескольким дивизиям закрыла одна небольшая группа капитана Старчака. Десантники выиграли драгоценное время для организации новой обороны на подступах к Москве. К Малоярославцу уже подтянулись все силы подольских курсантов, занявших местный укрепрайон, названный в наше время «Ильинские рубежи».
В свой тыл Старчак вывел из 430 бойцов всего 29... Позже вышли еще более тридцати. Это были и бойцы из заслона Наумова и те, кто выполнял персональные задания. Лишь каждый седьмой из 430 остался жив, а остальные ценой своей жизни остановили здесь немцев. Старчака буквально сразу приговаривают к расстрелу за большие потери. Разобраться поручил Георгий Константинович Жуков. Было проведено расследование и несправедливый приговор был отменен. Кроме того, Старчака даже наградили орденом Ленина. Не остались без наград и его десантники. После войны начальник штаба 4-й немецкой танковой группы генерал де Балье напишет, что потерянная неделя при переходе от Юхнова до Малоярославца стала для немцев роковой: «В эту неделю и была проиграна Московская битва».
Капитан Старчак в ходе Битвы за Москву успел еще не раз попортить оккупантам кровь. Возглавляемый им отряд во второй половине декабря был десантирован севернее Волоколамска. 40 бойцов приземлились в населенном пункте, занятым крупной группировкой немцев и погибли в неравном бою. Но остальные 400 бойцов провели впечатляющий рейд, взорвав 29 мостов, уничтожив 50 автомашин, 2 танка, 2 орудия и минометный расчет. За умелое командование Старчаку было присвоено звание майора.
В начале января его группа наводит шорох почти в тех же местах, где он держал оборону в октябре 1941 года — у населенного пункта Мятлево теперь Калужской области. Из этого рейда он вернулся с ранами и обмороженным. Ему пришлось ампутировать пальцы и пяточные кости на обеих ногах. Но и таким Старчак не только продолжил службу, но со временем и возобновил прыжки с парашютом. С осени 1943 года он руководил парашютно-десантной службой авиабригады пограничных войск.
Старчак продолжил службу и после войны. В 1950 году стал полковником, но новая травма, полученная уже в автокатастрофе, вынудила уйти офицера в отставку. Он продолжал учить молодежь прыжкам с парашютом и скромно жил в поселке Удельная Раменского района Московской области. Многочисленные просьбы сослуживцев Старчака присвоить ему звание Героя СССР так и остались без ответа. Родина отметила его службу орденами Ленина, Боевого Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «Партизану Отечественной войны», «За оборону Москвы» и «За победу над Германией».
Герой Великой Отечественной войны Иван Георгиевич Старчак скончался 29 августа 1981 года на 77-м году жизни...