Дорожно-транспортная трагедия: на дорогах резко возросла смертность
Автоэксперт Алексей Щеглов рассказал, как в Московской области работают над повышением безопасности дорожного движения
Минтранс Подмосковья сообщил, что с начала года на дорогах Московской области количество ДТП снизилось на 6%, а число раненых — на 10%. В то же время количество погибших возросло сразу почти на четверть — на 23% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В чем истинная причина происходящего?
Несколько последних десятилетий автопроизводители вкладывали миллиарды самой разной валюты и сотни тысяч человекочасов работы фактически в два направления: сокращение выбросов в атмосферу и повышение безопасности. Электроника и механика, физика и химия, активные и пассивные системы, целый ряд средств для смягчения последствий ДТП — ремни, подушки безопасности и так далее — служат единственной цели: сберечь здоровье и жизнь. Любой ценой, даже вместе с конструктивной гибелью машины. Более того, многое было сделано и для безопасности пешеходов: передок современного автомобиля при столкновении с человеком или животным сминается, как фольга, и это задуманное и выверенное конструктивное решение — железо не должно навредить живому существу.
Однако никакие блоки, датчики и хитрости инженеров не способны купировать и победить основную причину всех дорожно-транспортных происшествий — человеческий фактор. Да, виновник большинства ДТП, «автор» многочисленных смертей и тяжелых телесных повреждений, разрушений и слез — человек.
Автомобиль — транспортное средство повышенной опасности, и никакие современные тенденции и нововведения не способны этот тезис изменить. Так было в прошлом веке, так же будет и в следующем. Каждый участник дорожного движения должен это понимать. Ударение на слове «каждый», потому что и пассажир, и тем более пешеход являются полноправными и, внимание, полнообязанными членами дорожного движения.
Увы, немногие это понимают, но стоит произойти одному событию — и осознают все. Пренебрежение или незнание, которое не освобождает от ответственности, наплевательское отношение к ПДД, а чаще простая невнимательность приводят к фатальным последствиям. Цена такой ошибки — жизнь.
Многие российские водители уверены, что самым неприятным итогом нарушения ПДД может стать штраф. Но это ложь: высшим наказанием является смерть.
Праздничная майская неделя, долгожданные длинные выходные, которые по традиции открывают дачный сезон, начались в Подмосковье с чудовищной трагедии: ночью с пятницы на субботу, когда многие москвичи после окончания рабочего дня отправились на летние квартиры, на 73 км Киевского шоссе произошло столкновение семи автомобилей, в результате которого погибло четыре человека. Страшная цифра, которая становится вдвое ужаснее, если знать подробности: двое погибших — дети. Водитель грузовика отвлекся и не успел затормозить перед светофором, легковушка от удара загорелась, а все пассажиры погибли в огне. Выжил лишь водитель, который вылетел через лобовое стекло. С тяжкими телесными повреждениями он доставлен в больницу — для него лето закончилось, не успев начаться. Но для малышей закончилась жизнь. Также не успевшая начаться. Можно ли было всего этого избежать? Статистика, да и практика, опыт водительский, подсказывают, что в трех случаях из четырех — да. В данном случае рассеянность и невнимание привели к четырем смертям.
Одно из самых смертоносных ДТП, шансы выжить в котором изначально невелики, — наезд на пешехода. Да, водитель управляет транспортным средством повышенной опасности, да, именно он несет повышенную ответственность, но не стоит забывать и про второго участника аварии. Пешеходы в силу фактического отсутствия «карающей длани» регулярно перебегают дорогу в неположенном месте или на запрещающий сигнал светофора. Черную куртку темной ночью издалека не заметить, а человеку надо, он торопится, да и штрафа не будет. Нет сдерживающего фактора. Результат — некролог, венок с черной лентой и слезы родни. Виновным, конечно, признают водителя, но в восьми случаях из десяти нарушал именно пешеход. Именно он стал причиной аварии с человеческими жертвами. Именно жертвами, потому что последствия, которые предстоит пройти водителю после такого события, иначе как жертвой назвать и не получится.
Второе в списке — выезд на встречную полосу, который редко обходится без превышения скорости. Выскочил ли кто-то на дорогу, или просто сосед по потоку забыл показать поворотник, заболтавшись по телефону. А может, и сам поторопился, махнув рукой на все возможные запреты. Лобовые столкновения на высокой скорости, а на низкой их и не бывает, заканчиваются катафалками и строчкой «тоталь» в постановлении страховой компании. Можно ли было всего это избежать? Да, конечно, если держать дистанцию, не превышать скорость и смотреть на дорогу, а не в телефон.
Согласно сообщению Минтранса Подмосковья, участились аварии с участием грузового транспорта. Причин тут может быть много: изношенный и необслуженный автопарк, непомерные нагрузки как на шофера, так и на технику, и многое другое. Но основная причина ДТП — невнимательность водителей и пешеходов. Первые отвлекаются, а вторые убеждены, что тяжелая машина может остановиться мгновенно. Необдуманный шаг, скользкое покрытие или неисправный автомобиль — уже не так и важно. Счет на табло. Время, как и погибшего, назад не вернуть, но можно найти истинную причину случившегося и предупредить повторение кошмара.
В Московской области регулярно проводятся локальные мероприятия, позволяющие предупредить и предотвратить повторные ДТП, оптимизируется движение, чтобы не возникали заторы и пробки, комплексно обустраиваются дороги. За последние годы в российский асфальт были вложены миллиарды, построены и обустроены тысячи километров: отбойники, светофоры и освещение, пешеходные переходы и тротуары.
В Подмосковье установлены 460 новых комплексов фотовидеофиксации на 50 региональных, 16 федеральных и 5 муниципальных дорогах. Так, новые стационарные дорожные камеры появились на трассах М-10 «Россия», Р-22 «Каспий», А-104, А-107, А-108, на Каширском, Волковском, Пушкинском, Кокошкинском, Путилковском, Шереметьевском, Фряновском и других шоссе, а также на Западном обходе Сергиева Посада, Юбилейном проспекте в Химках, на Большой Серпуховской в Подольске, на ул. Сосновой и Гурьева в Раменском и других дорогах региона.
Камеры доказали свою эффективность — их применение позволяет снизить аварийность и смертность в результате ДТП. Да, их могут недолюбливать водители, но комплексы фотовидеофиксации способны сдержать гоночные позывы, заставляя автомобилистов соблюдать правила дорожного движения. Кнут, который работает в разы эффективнее пряника. Но одних усилий дорожных строителей и Минтранса недостаточно для сбережения человеческой жизни. Безопасность на дороге зависит от каждого. От водителя, от пассажира и пешехода. Быть осознанными и ответственными должны все. Иначе никак.