Дорожные узлы: в Москве и регионах строят ТПУ
Московский опыт оптимизации пассажирских и транспортных потоков перенимают в регионах
ГУП «Московский метрополитен» получил 24,5 га земли под строительство Рублево-Архангельской линии метро. Новую ветку протяженностью 18,7 км проложат через Кунцево, Хорошево-Мневники, Строгино, Пресненский район, а также Красногорск и Одинцовский округ в Подмосковье. Благодаря новой линии время в пути для жителей данных районов сократится в 1,5 раза. На данный момент ведется подготовка градостроительных решений, к активной фазе строительства планируют приступить в 2023 году.
«Площадки будут использоваться для возведения станций, наземных павильонов, а также необходимой инфраструктуры. Новая ветка соединит два деловых центра – «Москва-Сити» и в Рублево-Архангельском», – рассказал о проекте Министр правительства Москвы, руководитель Департамента городского имущества Максим Гаман.
Помимо новых станций метрополитена будут построены транспортно-пересадочные узлы. Данные элементы городской застройки делают пересадки пассажиров между различными видами транспорта более безопасными и комфортными. Кроме того, будучи интегрированными в общественно-деловые зоны, они являются частью социальной инфраструктуры.
В столице ТПУ строят на протяжении 11 лет, 40 таких объектов уже успешно реализованы, еще 37 планируют закончить в ближайшие два-три года. Как отметил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев, это позволит снизить загруженность дорожной сети примерно на 7%, что для мегаполиса ощутимый результат.
Объекты, позволяющие значительно оптимизировать городское транспортное сообщение, также собираются строить в Самаре. Возведение четырех ТПУ обсудили на недавнем совещании по обеспечению комплексного транспортного обслуживания жителей Самарско-Тольяттинской агломерации. По словам Министра транспорта и автомобильных дорог Самарской области Ивана Пивкина, подобные хабы позволят перераспределить транспортные средства между пригородными и городскими маршрутами, а также обеспечить связь межмуниципального транспорта с внутригородским.
«Это приведет к увеличению пассажиропотока в городах Самара и Тольятти, увеличению доходов транспортных предприятий, а также позволит снизить нагрузку на улично-дорожную сеть и исключит дублирование льготных городских маршрутов коммерческими межмуниципальными маршрутами», - объяснил он.
Наиболее крупный после московского проект, связанный с возведением ТПУ, реализуют в Петербурге. В ближайшие десять лет там планируют построить сеть из 61 пересадочного узла, первые четыре объекта появятся к 2024-2026 годам. Проект реализует компания «Мегалайн», объем вложений составит 186 млрд рублей. Концепцию развития сети ТПУ инвестор представил летом прошлого года в рамках Петербургского международного экономического форума.
«Наша инициатива активно поддерживается Агентством стратегических инициатив: строительство ТПУ в Петербурге включили в перечень значимых проектов по развитию российских городов и 16 декабря 2021 года представили президенту России на заседании Набсовета АСИ», – рассказал генеральный директор ООО «Мегалайн» Геннадий Корупятник.
В первую очередь ТПУ будут строить в периферийных районах со слаборазвитой инфраструктурой и высокой загруженностью транспортных магистралей. Также планируется возведение хабов в центральной части города с соблюдением всех градостроительных норм и бережным отношением к архитектурному наследию. В состав ТПУ, помимо остановок и залов ожидания, войдут коммерческие и социальные объекты, а также перехватывающие парковки. Реализация проекта не только повысит комфорт горожан, но и даст импульс развития периферийным районам за счет привлечения бизнеса и создания новых рабочих мест.
ТПУ также могут появиться в Волгограде. Несколько лет назад областная Дума внесла изменения в закон «О концессионных соглашениях», чтобы дать возможность частным инвесторам реализовывать подобные проекты. Депутаты назвали создание ТПУ в рамках модернизации дорожно-транспортной системы одним из ключевых направлений. В новой комплексной транспортной схеме Волгограда пока предусмотрено четыре ТПУ, однако сроки строительства не озвучиваются.