Доватор. Гроза немецкого тыла
Конники легендарного генерал-майора наводили ужас на оккупантов
Оборону Москвы трудно представить без подвигов десятков тысяч людей. Одним из таких героев был и командир отдельной кавалерийской группы Лев Доватор. Он сражался наравне со своими солдатами и погиб на передовой от пули немецкого пулеметчика.
Родился будущий Герой Советского Союза в 1903 году в Белоруссии, на Витебщине. Закончил школы двух степеней и трудился в Витебске на льнопрядильной фабрике. В 19 лет был выбран секретарем Хотинского комитета комсомола, а потом и секретарем сельского комитета бедноты. Учеба в Советской партийной школе в Витебске открыла для него многие дороги, но он выбрал службу в армии, вступив в 1924 году в РККА. Сначала заведовал складом в 7-й кавалерийской дивизии, был направлен на учебу на Военно-химические курсы, после чего получил должность инструктора-химика, а затем и командира химвзвода в той же дивизии. Следующими шагами стали учеба в кавалерийской школе командного состава и вступление в ряды партии большевиков.
Окончив школу, стал командовать взводом в 5-й кавдивизии, которая вскоре была направлена в Бурят-Монгольскую АССР. Попробовав себя и в роли политрука, Доватор закончил учебу в Военной академии имени Фрунзе. В марте 1941 года он назначается начальником штаба 36-й кавалерийской дивизии в Западном особом военном округе. Перед войной Доватор в качестве руководителя кавалеристов принял участие в съемке массовых сцен фильма «Александр Невский». Лично дублировал актера Николая Черкасова, игравшего в кинокартине князя-полководца.
Война застала Доватора в московском госпитале, где он поправлял здоровье. В свою дивизию он так и не смог вернуться, так как она попала в окружение и была полностью разгромлена в первых боях. Доватор поступил в распоряжении штаба Западного фронта и уже в июле бьет врага на Соловьевской переправе через Днепр недалеко от Смоленска. Полковник выполнял некие особые задания командования, за что был награжден орденом Боевого Красного Знамени. В наше время некоторые исследователи истории выдвинули версию, что Доватор не проходил в июне лечение в Москве, а получал конкретные задания, будучи сотрудником особых подразделений Красной Армии. Также возглавленная им отдельная кавалерийская группа была практически диверсионным подразделением. В ее командование Доватора вступил в августе. В состав группы вошли две кавалерийские дивизии. До начала сентября конники совершили рейд по тылам противника на территории Смоленской области, нанеся врагу большой урон. За это Доватор получает звание генерал-майора.
Группа Доватора после возвращения из рейда находилась в своем тылу и снова встречает противника в конце октября под Волоколамском, сражаясь в составе армии Рокоссовского. Маневренные удары конницы по флангам наступающего врага позволяли останавливать его продвижение и беречь личный состав корпуса. В самых сложных ситуациях Рокоссовский прибегал к помощи конников Доватора. Сохранилась записка от Рокоссовского Доватору такого содержания: « Тов. Доватор! На Вас смотрит вся Европа. Есть возможность отличиться. Надеюсь на то, что вы решительным быстрым контрударом с танками на Пешки восстановите положение».
Корпус Доватора внес свой немалый вклад в то, что немцы так и не смогли войти в Москву. С началом контрнаступления советских войск Доватор получил приказ войти в подчинение 5-й армии Говорова, наступавшей на Можайском направлении. Предстояло отбросить противника от Звенигорода и освободить Истру. Танков в наших войсках было мало. Да и тяжело им было передвигаться по декабрьским сугробам, поэтому корпус Доватора стал важной подвижной силой наступающей армии. Конница первой врывалась в десятки деревень и немецкие команды поджигателей не успевали сжигать населенные пункты согласно полученным приказам.
13 декабря корпус выдвинулся в очередной рейд — в обход дорог и по снегу. Через два дня конница застала врасплох тыловые подразделения германского армейского корпуса, державшего оборону между Истрой и Звенигородом. «Фрицам» пришлось бежать, бросив множество орудий, техники и обозов снабжения. Гнать немцев практически без остановок получилось до реки Рузы. Здесь гитлеровцы закрепились уже гораздо тщательней. 19 декабря Доватор выехал на передовую у деревни Палашкино Рузского района, чтобы самостоятельно изучить передний край противника. Генерал-майор думал о том, как снова просочиться в тыл врага. Группу советских офицеров заметил немецкий пулеметчик и очередь из MG оборвала жизнь лучшего кавалерийского командира Красной Армии...
Спустя два дня Доватору было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В честь героя была названа улица в Рузе, а на месте гибели генерал-майора у деревни Палашкино установлен памятный обелиск.