Общество

Екатерина Аверкиева: «С чего начинается Родина»

Интервью для канала Яны Филимоновой «Время Создавать»

Фото: АНО «Инновационный центр развития и воспитание детей и молодёжи»

Яна Филимонова, автор и ведущая проекта «Время создавать», на своём канале побеседовала с основательницей Международного конкурса «Расскажи миру о своей Родине» и Всероссийского конкурса «Гимн России понятными словами», президентом инновационного центра «Развитие и воспитание детей и молодёжи» Екатериной Аверкиевой о наших ценностях, формировании личности и любви к Родине. Мы публикуем краткую версию этого интересного разговора, а интервью целиком приглашаем посмотреть по этой ссылке.

Яна: Расскажи о своем проекте, в чем его суть и миссия?

Екатерина: Основная миссия моего проекта лежит в области воспитания и образования детей в нашей стране. Создание пространства, где им будет хорошо, где они смогут расправить крылья и полететь. Найти своё место в жизни, путь. Применение себе в нашей стране. Были счастливы и делали стране хорошо. Поэтому я преподаю в Педагогическом ВУЗе обучаю будущих учителей, являюсь Федеральным экспертом национальной родительской ассоциации. И реализую проекты патриотической направленности глобального масштаба. Один — международный конкурс «Расскажи миру о своей Родине» и другой, всероссийский конкурс: «Гимн России понятными словами».

Яна: Вопрос к тебе, как к педагогу. Как формируется и на чём держится личность? В глобальном смысле — идентичности.

Екатерина: ну конечно, на ценностях. Ценности — это ключевой стержень. Это самое-самое главное, что есть у человека. Потому что, в зависимости от того, какие ценности, ты будешь такую строить семью, такую выбирать работу, таких выбирать друзей, такие создавать произведения искусства, если ты художник. Такой ты будешь производить продукт в жизни и работе. Если ты бизнесмен — ты выберешь определенную сферу деятельности. Ценности определяют всё, что происходит. Они как стержень.

Яна: В конце марта ВЦИОМ опубликовала результаты опроса, согласно которому за последние год более половины опрошенных отметили, что стали больше гордиться своей страной. Есть нюанс, что в разных возрастных странах результаты были разные, мы чуть позже к этому вернёмся. Но в целом и в общем на лицо социальные изменения. Но когда ты это начинала 6 лет назад, было по-другому. Сложно ли было начинать?

Екатерина: действительно, было совершенно по-другому. Патриотическое воспитание не было на волне. Это считалось чем-то таким старомодным, скучным. Какой-то пережиток Советского союза, ретроград. Но не было сложно, потому что, когда человек делает то, что для него важно, когда он следует своей миссии — реализует свою цель и у него добрые намерения — то, как правило, у человека всё складывается. Ему помогает Вселенная, Бог, люди — кто во что верит.

Например конкурс: «Гимн России понятными словами». Суть этого конкурса в том, что дети берут Гимн, находят там слова, которые не совсем понимают. Потому что мы провели опросы и выявили, что дети очень многие слова неправильно понимают.

Например, «держава» — для них это войско по-старорусски.  «Священный» и «святой», между этими не видят разницы. Поэтому мы придумали этот конкурс, чтобы дети работали со словарями, разбирали слова из Гимна, заново его перечитывали и понимали смысл. Была гипотеза, что, если дети будут понимать, о чём Гимн — они будут больше гордиться своей страной, будут больше её любить. И это будет искренняя любовь, не навязанная. И она подтвердилась на самом деле!  6 лет мы уже проводим этот конкурс, мы проводим опросы, исследования после каждого конкурса, и действительно — у детей меняется отношение к Гимну и к стране. Они понимают Гимн, они говорят: о, я оказывается в не просто стране живу, а в Державе. У них меняется к этому отношение. И они действительно начинают ещё больше гордиться страной и её любить. И это очень искренний и естественный процесс получается. И вот когда мы первый раз только начали это делать — у нас не было ничего. А сейчас это совершенно другие масштабы. Церемонии награждения в этом году произошло в зале Церковных Соборов в Храме Христа Спасителя. Праздничный концерт с участием звёзд эстрады — это уже общероссийский уровень.

Яна: А как так получилось, что в какой-то момент понятие «патриот» стало иметь иногда даже саркастический оттенок?

Екатерина: лично моё мнение, это крушение произошло после развала Советского союза. Ведь это было поражение не только экономическое, но и большое идеологическое, духовное поражение. Еще и началась экспансия их ценностей к нам. И они очень красиво преподавались, в таких замечательных обёрточках, голливудские фильмы, всё красиво, всё дорого. Вот эти фантики были просто замечательные. И мы вот за этими фантиками не заметили, что те ценности, которые в эти фантики завёрнуты — они не совсем наши. Мы с фантиками проглотили то, что было внутри. И в какой-то момент начали терять свои ценности. А чем славилась Русь всегда? Люди здесь у нас — они очень духовные, душевные. У нас всегда был приоритет коллективного над индивидуальном. Мы всегда придём на помощь, мы очень дружные. Постепенно стало с такой лёгкой иронией высмеиваться всё, что «наше», то есть: и советский период, и русский период: шапка, водка, медведи, наш советский период коллективизма, патриотизма. То есть, это стало понемногу высмеиваться. Я думаю, что это было сделано специально. То есть, очень-очень ювелирно было сделано специально.

А еще у нас не очень принято хвастаться своими достижениями, и на этом мы немножко и погорели. Свою культуру мы не продвигаем, мы ею не хвастаемся, а чужую принимаем. И те, кто агрессивно приходит с навязыванием своей культуры, соответственно получается, что как бы мы такие: «ну да, хорошо» и соглашаемся. А своё вот наружу не двигаем, хотя у нас есть что показать и рассказать.

Яна: Вот как это изменить? По-хорошему стать более пробивными.

Екатерина: Я думаю, что самим нужно поверить в то, что ты живёшь в самой замечательной стране. Отвечу на твой вопрос рассказом о конкурсе «Расскажи миру о своей Родине». И объясню, почему мы так делаем и почему это может быть применено на государственном уровне. Задачи этого конкурса две.

Первая: дети должны научиться видеть всё хорошее, что есть вокруг нас, и рассказать об этом своим сверстникам, в том числе за рубежом. Потому что у нас много чего прекрасного. Если ребёнок научиться видеть, какие у него замечательные родители, какая у него замечательная школа, какая берёзка у него растёт, какие у него друзья замечательные, какая красота вокруг, какой у них там завод, какие предки. Если они научатся это видеть, то, во-первых, сами станут счастливыми, потому что они поймут, что очень много прекрасного, по-настоящему счастливыми, не навязано, не путем того, что они себя обманывают, а потому что увидели что то, что им понравилось. Это первая задумка конкурса. И вторая, так как все работы двуязычные, мы эти работы распространяем за рубежом. Идея в том, что дети могут дружить. Дети из других стран рассказывают про свою страну, а дети из России рассказывают про Россию. И таким образом, обмениваясь друг с другом простыми детскими словами о том, что для них Родина — я верю, что будет дружба народов и ситуация будет улучшаться. И вы спросили, что можно сделать, чтобы это изменилось. Первое — люди должны сами верить, что у них замечательная страна. И вера эта должна быть не навязанная. Вот как говорил ещё философ Ильин: «Невозможно ни заставить полюбить свою Родину, ни заставить разлюбить». Нужно пробуждать в людях дремлющий патриотизм.  Потому, что любовь к Родине и патриотизм — это чувство инстинктивное. Оно есть у всех — надо просто разбудить. Поэтому, первое — это помочь людям увидеть, всё, что есть замечательное. И второе — это конечно же должно быть желание рассказать об этом. То есть, вот мы этими детскими работами, которые нам присылают на конкурс «Расскажи миру о своей Родине» мы рассказываем России о за рубежом.

Яна: Екатерина, в твои проекты активно вовлекаются как официальные структуры, так и бизнесмены и добровольцы. Значит ли это, что в обществе уже есть запрос на консолидацию, на коллективную деятельность в противоположность той обособленности, которая, будем честны пропагандировалась и проникала в наше общество последние годы?

Екатерина. Да, действительно, однозначно сейчас есть такая тенденция. Даже посмотреть, когда мы всё это начали — я была практически одна. Но потом, тех, кто хотел поддерживать, становилось всё больше и больше. У нас появлялось больше партнёров, больше волонтёров, больше людей экспертов, которые у нас работали на конкурсе. Но что произошло за последний год — это просто взрыв. У нас в 5 раз выросло количество участников конкурса, каждого конкурса. У нас в 2 раза выросло количество волонтёров. У нас сейчас 140 волонтёров, которые работают на этом проекте и выполняют всю работу. В 4 раза выросло количество экспертов, которые оценивают детские работы. В 2 раза выросло количество партнёров, которые нас поддерживают. И по другим показателям если посмотреть: публикации в СМИ, подписчики в соцсетях, то есть, всё вот такой был рост.

Яна: Как ты для себя объясняешь, почему это так?

Екатерина: У нас сейчас серьёзная ситуация и в стране, и в мире. И люди хотят объединяться и быть вместе с теми, у кого такие же цели. Они хотят держаться вместе. Вот мы идём к свету. Я точно знаю, что никогда ни при каком режиме чтобы не было мне не будет стыдно за то, что я делаю и делала. Вот люди, которые к нам подтягиваются — они тоже с такими же целями. У них свои формулировки, свои миссии, у них может быть другое направление. Но они хотят того же. Они искренне хотят, чтобы наша страна процветала и была самым лучшим местом в мире. Люди хотят объединяться, они хотят работать на благо нашей страны, они хотят что-то делать. Если они видят кого-то, кто делает что-то результативное — они хотят присоединяться.

Яна: Еще вопрос. Если живёт в другой стране, его окружают чужая культура, чужие нравы, чужие традиции, у него все же остается основа — родной язык. Наш русский язык очень богатый, образный, многослойный, символичный. Но сейчас он сильно упрощается, добавляется много англицизмов, сокращений, монотонность, которая сильно крадёт краски. Что ты думаешь по поводу этого?

Екатерина: Когда нация теряет свой язык, она перестаёт потом существовать сама. Есть много примеров в истории. Поэтому, свой язык конечно же надо беречь. Когда мы заимствуем чьи-то слова, например, приёмную называем «ресепш», или «мессенджер», хотя можно написать «сообщения». И таких примеров много. Мы как бы отказываемся от своего и принимаем чужое. И это формирует колониальное мышление. Таким образом получается, что мы, когда используем чужие слова — мыговорим: у нас своего ничего нет, мы ничего не можем.

Яна: Мне кажется вот здесь важным сделать модным красивую речь, а как следствие рука потянется к книге...

Екатерина: Сделать модным, точно. Невозможно заставить человека что-то любить. Была мода на английские слова, поэтому у нас и появилось много их. А если мода будет на другое, если станет популярным использовать наш язык — просто говорить красиво.

Яна: Давай подытожим. Чтобы ты посоветовала, 3 конкретных шага для родителей в отношении взаимодействия с детьми.

Екатерина: Я бы посоветовала только одно — общаться с детьми. Разговаривать. И разговаривать не только о том, как у тебя дела в школе. Нужно находить общие дела, что-то вместе делать. Традиции семейные, совместное чтение книжек, совместный просмотр фильмов, совместные поездки, совместные занятия каким-то видом спорта. И тогда это беспроигрышный вариант для всех. И родитель будет счастлив, и ребенок будет счастлив, он всегда обратиться за помощью тогда, когда ему будет нужна помощь. Родитель может рассчитывать на поддержку детей тогда, когда ему будет нужна эта помощь. И родитель сможет все те ценности, которые у него есть, вложить в ребенка, потому что тот будет готов их принять, потому что они друзья.

Ошибка загрузки