Экранизация поэмы Николая Мельникова «Русский крест»: ответ на забвение
Фильм вышел на больших экранах 16 апреля
С 16 апреля в российских кинотеатрах показывают фильм «Русский крест» — экранизацию поэмы Николая Мельникова (1966-2006). По сюжету главный герой после нравственного падения приходит к духовному возрождению и решает восстановить разрушенную деревенскую церковь. «Высоким смыслом пронизана эта картина, которую без преувеличения можно назвать достойным ответом на угрозу, не имеющую равных по своему разрушительному воздействию на Русский мир. Имя угрозе — забвение», — отметил деятель культуры Александр Толмачев на своей странице в ВК.
В разных уголках России, Белоруссии и Украины можно найти целые плеяды заброшенных храмов. Они возвышаются над кладбищами покинутых деревень, стоят среди полей, где уже не осталось ни одной избы, а порой встречаются и во вполне обитаемых местах. Многие из них в советский период использовались как складские помещения, клубы или амбары, а в наше время стали привлекать внимание, например, любителей выпить. К слову, в «Русском кресте» эта тема тоже поднимается.
Иногда силами прихожан и иных заинтересованных лиц удается вдохнуть жизнь в осиротевшие своды, и церковь снова становится точкой притяжения. «Историческая память и связь поколений являются одной из духовно-нравственных основ общей культуры народов России, Украины и Белоруссии, в традициях которых воплощается стремление к исполнению божественного замысла о победе света над ложью и тьмой этого мира. На подрыв этой основы направлены усилия дьявола, во все времена ищущего среди людей исполнителей своей злой воли», — подчеркнул Толмачев.
Православное мировоззрение во все времена вдохновляло писателей, поэтов и художников. Роман «Лето Господне» Ивана Шмелева, картина «Видение отроку Варфоломею» Михаила Нестерова и другие произведения на религиозную тему известны большинству из нас. Церковь на протяжении столетий формировала идентичность народа, сохраняла его традиционные ценности. Благодаря ей появилась уникальная культура народов России, Белоруссии и Украины, которая нуждается в защите от внешних посягательств и от забвения своими же последователями. Память о прошлом и следование общим духовно-нравственным идеалам — залог успешного будущего, ведь без фундамента ни один дом долго не простоит.
«Картина режиссера Эдуарда Боякова — это зеркало нации, обрекающей себя на самоуничтожение. Это праведный гнев, который обращен внутрь себя. Это дарованный шанс для прозрения и осознания необходимости перемен в себе, значение которого невозможно переоценить», — подытожил деятель культуры Александр Толмачев.