ВТБ: перед Днем святого Валентина активизируются мошенники
Они готовы любыми путями нажиться на наивности пользователей соцсетей и сайтов знакомств
Возможность познакомиться в интернете и общаться в сети намного упростила жизнь современных людей. Казалось бы, не нужно тратить время на свидания, чтобы выяснить, нравится человек или нет. Однако все не так просто: к сожалению, до встречи невозможно понять, кто сидит по ту сторону экрана. И речь в данном случае не только о том, что персонаж может приписывать себе качества, коими на самом деле не обладает, но и в том, что вести диалог может мошенник, притворяясь «героем-любовником».
Накануне праздника Дня святого Валентина в ВТБ отметили учащение случаев мошенничества с применением социальной инженерии и фишинга. В пресс-службе кредитной организации рассказали, что наиболее распространенным сценарием мошенников является переписка с пользователями социальных сетей и сайтов знакомств. Злоумышленники создают аккаунт, нагружая его поддельной информацией, и «добавляют в друзья» одиноких мужчин и женщин. Сначала они ведут с потенциальными жертвами доверительные беседы, общаются на личные темы.
«В ходе переписки участники обмениваются своими фотографиями, в том числе компрометирующего характера. Затем жертве злоумышленников начинают приходить сообщения с угрозами и требованием перевести деньги для сохранения переписки в тайне. В противном случае мошенники обещают переслать полученные фото друзьям и родственникам пользователя», — отметили в пресс-службе.
Есть и другая уловка, но начинается все так же — с доверительных бесед. В какой-то момент, уже изрядно заинтересовав жертву, мошенник просит перевести деньги под разными предлогами: финансовые сложности, проблемы со здоровьем, помощь коллеге или даже желание прилететь в Россию из-за границы для личного знакомства. «Переводы могут совершаться неоднократно, а общая сумма ущерба превышать несколько миллионов рублей», — уточнили в ВТБ.
Помимо этих «классических» способов нажиться на нивном человеке, злоумышленники обращаются к методам фишинга, особенно удобным для организации «свиданий» накануне 14 февраля. «Договорившись пойти в кино, театр или на концерт, пользователь получает ссылку для покупки билетов — однако сайт может оказаться фейковым. Даже после первой оплаты на фишинговом ресурсе мошенники могут просить провести транзакцию повторно или отправить деньги лично на карту третьего лица под предлогом того, что первый перевод якобы не прошел. Ситуация во многом зависит от владельца карты — если он вовремя распознает, что столкнулся с действиями хакеров, то ущерб может быть минимальным», — рассказали в пресс-службе банка.
Аналогичный способ — фишинговые ссылки при продаже подарков на 14 февраля. Мошенники выставляют на популярных маркетплейсах тематический товар по заниженной стоимости, на которую реагирует потенциальный покупатель. «Основная цель «продавца» — увести клиента с официальной площадки и заставить провести оплату по фейковой ссылке или просто переводом на карту. В других случаях злоумышленники действуют в роли «покупателя»: связываются с автором объявления, узнают номер карты для отправки средств и используют его для перевода на свои счета на фишинговом Р2Р-сервисе. Чтобы провести операцию, злоумышленники под разными предлогами выманивают у продавца код из СМС и даже пытаются провести повторную транзакцию из-за якобы ошибочного списания», — предупреждают в банке.
Мошенники — отличные манипуляторы и знатоки психологии. Они умеют втереться в доверие и наживаются на людях любым удобным способом. Причем зачастую жертвы сами идут к ним в руки. Это касается, например, тех, кто обращается за помощью к «колдунам» и «ведьмам», переводя своим «спасителям» огромные суммы денег в несколько сотен тысяч и даже миллионы рублей. Например, в прошлом месяце москвичка обратилась в полицию с заявлением, что некий «маг» выманил у нее 9 млн рублей. При этом она отдала их ему сама, надеясь на помощь.