Эксперт рассказал про использование технологий ИИ в вузах России
Как искусственный интеллект облегчает образовательный процесс?
Искусственный интеллект продолжает активно внедряться в образовательные процессы российских вузов. Преподаватели используют его для автоматизации рутины (проверка тестов, создание текста для рассылок, подготовка персонализированной обратной связи, разработка плана урока/курса). Помощь ИИ позволяет преподавателям больше времени уделять интеллектуальным задачам, а не отчетам и формальным письмам. Об этом изданию «Вести Подмосковья» рассказала академический руководитель онлайн-магистратуры «Инженерия данных» НИУ ВШЭ Дарья Касьяненко.
«Онлайн-кампус НИУ ВШЭ провел опрос и выяснил, что преподаватели довольно часто прибегают к новым технологиям для улучшения образовательного процесса — на это обратили внимание 42% российских студентов. Важно учитывать, что ИИ не совершенен и порой создает неправильный контент с ложной информацией. Сгенерированные им материалы обязательно должен перепроверять человек», — отметила специалист.
За помощью к ИИ обращаются и сами студенты. Иногда они пытаются обмануть систему и переложить учебные задачи на искусственный интеллект. По мнению Дарьи Касьяненко, если вузы не будут учить студентов разумному применению нейросетей, то это приведет к повышению рисков академического мошенничества. Необходимо объяснять студентам, что при сдаче работы нужно указывать, какая нейросеть использовалась, что конкретно сделано с ее помощью, проверена ли информация. За все сгенерированное искусственным интеллектом несет ответственность человек.
«Нет смысла запрещать и искать следы присутствия ИИ в студенческих работах. Системы можно обходить. Цель вузов — сделать использование студентами ИИ не «читерством», а востребованным на рынке навыком. Например, на сервисах поиска работы очень многие компании уже сейчас в вакансиях делают упор на то, чтобы соискатель владел навыками использования сервисов искусственного интеллекта абсолютно в любых областях», — подчеркнула собеседница издания.
На данный момент существует ряд задач по теме ИИ в образовательном процессе, которые еще предстоит решить. Специалист Касьяненко указала на необходимость подготовки педагогов, которые могут эффективно использовать новые технологии. «Хоть технология и называется «искусственный интеллект», интеллекта там нет и долго не будет. Это просто модель, которую можно сравнить с некими мудрецами — они много пожили и много увидели, но в силу ограниченного объема памяти могут что-то перепутать или неправильно сказать. Поэтому все преподаватели и студенты должны разбираться в азах промпт-инжиниринга для создания качественных запросов к моделям ИИ», — отметила она.
Кроме того, при применении нейросетей важно учитывать этические и правовые вопросы. Требуются четкие руководства и стандарты для использования ИИ в образовании — это даст понимание того, что и как можно применить в конкретном случае, как правильно цитировать.