Эксперты рассказали, почему в цифровой век так важно читать с детьми
Привычка читать – один из самых полезных навыков человека
Знаете ли вы, что детская литература появилась сравнительно недавно – всего четыре столетия назад. Через несколько веков после появления литературы как таковой. До XVII века дети не считались такой ценностью, чтобы для них специально писать книжки. Родители рассказывали им сказки и пели песни. Лишь 55 лет назад во всем мире стали отмечать День детской книги. «Запоем» читали дети в советское время и тогда же считалось, что «книга – лучший подарок».
Развитие информационных технологий в последнее время изменило отношение людей к чтению. Взрослые люди предпочитают получать информацию не из книг или газет, а другими, цифровыми способами. А что уж говорить о детях, для которых взрослые – пример. Дети не хотят читать. Легче и быстрее посмотреть мультфильм или фильм, снятые по книге. Там все готово для «переваривания». Но так ли это здорово?
У маленького человека картина мира формируется с первых дней его жизни. «Представление о семье, семейных ценностях, о том, как должны выглядеть отношения, какими быть увлечения закладывают ребенку его родители. Смотря на них, он проецирует в свою жизнь их отношения, – рассказывает руководитель Центра психологической поддержки и личностной перезагрузки, клинический психолог Евгения Баринова, – Если с пеленок мама и папа читают с интересом малышу сказки, не через силу и с усталостью, а эмоционально, то в семье складывается хорошая традиция – читать. Ребенок видит, что родителям интересно. Видит, как они реагируют на ту или иную ситуацию в книжке. Перенимает родительские реакции на себя и учится общаться с миром. Например, пришел серый волк – страшно. Прилетела добрая фея – радостно».
Даст ли эти эмоции кино или мультфильм? Однозначно нет. Мы не можем «пощупать» любовь, ответственность, честь, но можем представить благодаря книгам, отмечает преподаватель Московской школы программистов (МШП), психолог Никита Борисов. «Читая, ребенок знакомится не только с главной темой книги, но и со смежной информацией попутно. К примеру, читая книжку про автомобили, ребенок так или иначе может познакомиться с устройством автомобиля и механизмов».
Чтение развивает образное мышление. «Читая, ребенок учится представлять, как выглядят герои, что они чувствуют, как думают. А это помогает лучше чувствовать свои эмоции и развивать воображение», – говорит Борисов.
В разном возрасте чтение влияет на ребенка по-разному. И родителям важно понимать ощущения ребенка от прочитанного в любой период его развития. «С детьми трех-четырех лет нужно проговаривать эмоции, обсуждать, к примеру, действия Белоснежки, что она сделала правильно, а что неправильно. Так вы заложите основы осмысленного чтения и осознанного поведения. Общайтесь с ребенком через книгу, до пяти лет он видит мир вашими глазами», – советует клинический психолог Евгения Баринова.
Психологи считают, что оптимальный возраст для обучения навыкам чтения – пять лет. В это время человек начинает транслировать себя обществу. И именно родители должны сформировать у детей потребность в чтении.
«Безусловно, развитие цифровизации изменило отношение к книге и к чтению. Правильно ли это? – говорит психолог Онлайн-школы №1 Кира Гольдштейн, – Начать нужно с того, что совместное чтение книги с ребенком – это прекрасная возможность провести время вместе, а для ребенка – это чувство близости, безопасности и комфорта. Ласковый, нежный, мелодичный голос мамы или добрый, строгий голос папы успокаивают нервную систему ребенка, особенно перед сном, и создают ощущение любви и тепла».
«Чтение не только укрепляет связь ребенка с родителями, формирует добрую атмосферу в семье, понимание и уважение к ребенку как к личности – при чтении с ребенком сами взрослые ненадолго возвращаются в свое детство», – говорит библиотекарь II категории библиотеки №248/1 московского района Строгино Нина Косарева.
Если ребенок не хочет читать сам, нужно проанализировать, а заложено ли это семейной традицией, или все по вечерам за ужином предпочитают телевизор и гаджеты? И потом, скучные, неинтересные книги тоже бывают. Родители, которые ценят книги, скорее приучат детей к чтению, чем те, кто не читает сам. Принуждение же к чтению недопустимо, утверждают психологи. Оно должно стать интересным времяпровождением, а не наказанием.
Если родители читают вслух своему ребенку, то его развитие становится более гармоничным. Это доказано. А еще совместное чтение дарит малышу чувство защищенности. Чтение вслух родителями подтолкнет ребенка к самостоятельному чтению, если его мама или папа останавливаются в рассказе на самом интересном месте под благовидным предлогом.
Родителям нужно научить читать вслух и ребенка. «Чтение вслух самим ребенком – это эффективное развитие речи, грамотности, запоминания, лучшее усвоение текста, пополнение словарного запаса, воображения, развитие ораторских способностей, – отмечает библиотекарь Нина Косарева. – А чтение про себя – ускоренное чтение. Вообще это все можно отнести к индивидуальности ребенка. Одно и другое научит его читать и быть грамотным и умным человеком».
Индивидуально и то, в каком возрасте нужно учить читать мальчиков и девочек. Противники методик раннего развития полагают, что ранняя интеллектуальная нагрузка вредна для детей. Существует также мнение, что раннее чтение нарушает правильное развитие мозга и может привести не только к плохому почерку, но и трудностям в общении с социумом в более позднем возрасте.
«Кто-то готов и в четыре года, а кому-то и в десять рано. К каждому ребенку необходим индивидуальный подход, – считает библиотекарь Косарева и добавляет: «Чтение – это вообще личное дело, потому что в нем мы ищем и в значительной мере отражаем себя».
«Чтение – это не просто способ развлечь ребенка, привить любовь к книгам. Это инструмент гораздо более важный и глубокий, где присутствуют все аспекты для развития мозга ребенка: логика и мышление, память, сформированная речь, фантазия и воображение, концентрация и усидчивость», – отмечает Гольдштейн.
Чтение помогает увеличить словарный запас. Каждое новое слово расширяет границы мира. Но самое важное, что дает чтение и чего не даст ни один гаджет, – это основы для формирования нравственности. Прочитывая ту или иную историю, переживая те или иные события с героями повествований, у маленького человека формируется собственная точка зрения. Такую работу души ни один учебный сайт не заменит. Можно задать вопросы компьютеру можно, но будет ли ответ настолько понятным для ребенка, как может это объяснить близкий человек?
У нас подрастает поколение зумеров – тех, кто общается исключительно посредством соцсетей и мессенджеров. Читают ли они книжки? Судя по исследованию «Эксмо-АСТ» совместно с образовательной платформой «Учи.Ру» и компанией Ipsos, которое доказало, что поколение Z тратит на соцсети ежедневно пять часов, времени на чтение у них почти не остается.