«Эпоха протеста»: эксперт рассказал, как УК избегать конфликтов с населением
Прежде всего необходимо учитывать интересы людей
Новостные ленты Подмосковья облетело сообщение о трагической ситуации в Щелково. Там сотрудница УК (управляющей компании), спасаясь от недовольных жителей, переехала на своем автомобиле ногу женщине. Конфликты населения с представителями различных структур, к сожалению, не редки. О там, как их избежать, «Вестям Подмосковья» рассказал эксперт в сфере ЖКХ, исполнительный директор компаний «Первая лифтовая ассоциация» и «Юмика» Юрий Клюшнев.
Женщина из Щелково после инцидента попала в больницу с травмами средней тяжести, а разбирается в ситуации прокуратура. Примеры, когда конфликты приводят к подобным ЧП, все же исключение из правил. Но с недовольством населения представителям управляющих структур приходится сталкиваться постоянно. Особенно часто это происходит при реализации различных промышленных и строительных проектов.
«Последние несколько лет можно уверенно назвать началом эпохи нового неполитического протеста. Все мы видели митинги в подмосковном Волоколамске против полигона Ядрово, Шиес в Архангельской области, совсем недавно наблюдали конфликт вокруг шиханов в Башкирии. Ещё чаще проходили локальные протесты против застройки или сноса, тех или иных объектов в крупных городах. Как показала практика, в центре противостояния может оказаться практически любой объект: торговый центр, станция метро, храм, ТПУ, жилой дом. Более того, то, что в одном месте может быть воспринято, как позитивное явление, в другом может вызвать ожесточённый протест», - отмечает Юрий Клюшнев.
Эксперт советует руководителям перед началом реализации проектов изучить уже имеющийся подобный опыт именно в этом регионе и месте, так как учиться на чужих ошибках удобно и дешевле. Население может воспротивиться по разным причинам. Люди могут быть уверены в дискомфорте, который создаст для них проект. Он может быть вызван неприятным запахом, шумом или рабочей силой из соседних стран. Какими бы наивными или, на ваш взгляд, несправедливыми не казались бы представления людей, не следует их не замечать. Иначе, отмечает Юрий Клюшнев, у своего подъезда можно увидеть «толпу с вилами». Поэтому следует особое внимание уделить проверке пригодности выбранной площадки для проекта, а не подходить к этому вопросу формально.
Еще один фактор может возникнуть и вовсе на пустом месте. Ведь известно, что в период различных избирательных компаний проблемной можно сделать любую локацию. Это следует учесть и иногда легче просто перенести старт проекта на какое-то время, чем оказаться игрушкой в чьей-то политической борьбе.
Сразу стоит изучить и степень протестных настроений населения. При наэлектризованной обстановке по любой причине даже самое безобидное начинание может вызвать взрыв недовольства. Если этот протестный потенциал дремлет, то было бы неплохо провести социологическое исследование, которое укажет на все подводные камни и подскажет пути бесконфликтной реализации задуманного.
«Если вы проведете опрос в лоб, в стиле «осчастливит ли Вас появление мусоросжигательного завода по такому-то адресу», то можете считать, что первичную мобилизацию протестующих вы уже провели. Только правильная постановка вопросов в сочетании с точным определением репрезентативной группы респондентов могут дать ценную информацию для ваших дальнейших действий. По итогам полученной социологии можно уже достаточно уверенно говорить о наличии тех или иных проблем, но само по себе это не делает вас ближе к цели», — говорит эксперт.
О том, чем хорош проект, народу надо рассказать. У всего есть положительные и отрицательные стороны. Акцент нужно сделать на сильных сторонах проекта, а что касается слабых, то нужно быть готовым к тому, что ими займутся в соцсетях. Для решения любой проблемы должно быть подготовлено решение. В случае тиражирования недостатков поможет прежде всего честный диалог с гражданами.
В этой связи важно заручиться поддержкой местных общественных лидеров. Если они будут согласны с вашими устремлениями, то мнение даже максимально оппозиционных групп может поменяться. Найти таких людей, а также договориться с ними, непросто. Иногда это вовсе не получается сделать. Что же делать тогда? Есть момент, который нужно учитывать всегда и не пытаться его обойти.
«Будьте готовы учитывать интересы людей. Так или иначе, любая PR-активность лишь подчеркивает сильные стороны вашего проекта и оттеняет слабые. Если сильных сторон попросту нет, вряд ли у вас получится кого-то обмануть», — предупреждает Клюшнев.
В качестве примера эксперт приводит ситуацию, когда компания хочет построить 25-этажную «свечку» в нескольких метрах от окон давно стоящей рядом «хрущевки». Люди могут согласиться в том случае, если получат в этом доме квартиру. Они будут согласны на новый торговый центр, если рядом появится благоустроенный сквер для отдыха и поддержат возведение завода, если на нем смогут работать живущие рядом люди. Юрий Клюшнев уверен, что такое решение вопросов дорого стоит, но это дешевле, чем итоговое закрытие проекта или содержание сотрудников ЧОПов при многомесячном противостоянии.
«Заинтересованность части местных жителей в ваших начинаниях, является залогом для создания группы сторонников, людей готовых выступить за вас, а не против. В сочетании с привлечением лидеров общественного мнения, данный фактор может стать определяющим для положительного разрешения конфликта с противниками проекта», — резюмирует эксперт.