Где сейчас политик Ирина Хакамада?
Выглядит хорошо в свои 68 и сочетает работу с отдыхом
Ирина Хакамада по праву считается одной из самых узнаваемых в новейшей отечественной истории женщиной-политиком. Незаурядные внешность, активность и деловая хватка сделали из нее даму, к мнению которой прислушивались миллионы жителей страны. Сегодня сочетает работу в России с отдыхом за рубежом, но переезжать в чужие края не собирается.
Происхождением Хакамада из самой что ни на есть самурайской семьи. Но этот статус не приносил её отцу Муцуо Хакамаде на родине дивидендов. Все из-за того, что он был коммунистом, коих в стране восходящего солнца очень не любят. К тому же его сельскохозяйственная семейная латифундия разорилась. Муцуо был призван в японскую армию и в 1945 году познал силу советского оружия. Тогда ему повезло — он попал в плен, а не погиб. Несколько лет Хакамада батрачил с другими военнопленными в лагере, а после отбытия наказания за участие в Квантунской армии смог остаться жить в СССР, не захотев ехать на родину и предъявив свои коммунистические убеждения. Самураю пошли на встречу и он поселился в Хабаровске. Русскому языку его учила Нина Синельникова, которая в итоге стала его женой и матерью Ирины. В 1953 году супружескую чету переводят в Москву, где Муцуо получил место переводчика в японской редакции советского радиовещания. Интересно, что в 1981 году, когда Муцуо уже было 69 лет, он развелся с Ниной и женился еще раз. Спустя еще 10 лет его не стало.
Ирина родилась уже в Москве весной 1955 года. В детстве Хакамада много читала, успешно окончила школу и поступила на факультет экономики и права Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. В студенческие годы вышла замуж за Валерия Котлярова, от которого в 1978 году у нее родился сын Даниил. В тот же год Ирина окончила УДН, затем работала младшим научным сотрудником НИИ Госплана РСФСР, а в 1984 году защитила в МГУ диссертацию на тему «Государственно-монополистический механизм воспроизводства товара рабочая сила». К этому времени Хакамада развелась и нашла новое семейное счастье в лице ученого и журналиста Сергея Злобина. Вскоре они расписались и Ирина усыновила 5-летнего сына Сергея Алексея, оставшегося без совершившей суицид матери.
Хакамада преподавала в Государственном индустриальном университете, вступила в 1984 году в КПСС, а в годы перестройки решила применить свою энергию с пользой, занявшись бизнесом. В этом немалую роль сыграло знакомство с Константином Боровым, с которым они создали кооператив «Системы+программы», активно занимаясь продажей компьютеров и оргтехники, что тогда приносило большую прибыль. Поэтому Ирина в 1989 году без сожаления рассталась с рабочим местом в вузе. Она становится заметной фигурой в столичных деловых кругах, успешно работает на Российской товарно-сырьевой бирже, а заодно меняет Злобина на нового мужа — президента инвестиционной компании Дмитрия Сухоненко, с которым проживет в гражданском браке около пяти лет.
Реализовавшись в бизнесе Хакамада пошла дальше — в политику. В 1992 году она создает «Партию экономической свободы», получив пост её генерального секретаря. На следующий года она баллотируется в первый созыв Государственной думы и побеждает на выборах в одномандатном избирательном округе. В парламенте она вошла во фракцию «Союз 12 декабря» и в комитет по экономической политике. Еще через два года она добавляет к своим заботам и общественные, учредив Либеральный женский фонд.
В 1995 году Хакамада возглавляет общественное движение «Общее дело», называется журналом «Тайм» «Женщиной 21-го века», включается в символическую сотню самых известных женщин мира и во второй раз избирается депутатом Госдумы. Теперь она входит в депутатскую группу «Российские регионы».
Вскоре в личной жизни снова последовали перемены. Теперь её избранником стал финансист Владимир Сиротинский, с которым они проживут четверть века. В 1997 году у них родилась дочь Мария с синдромом Дауна. Супруги знали об этом заранее, но встретили достойно такой поворот судьбы. Хакамада родила, а затем они вылечили у дочери рак крови. Они смогли адаптировать жизнь дочери к современному миру. Мария выросла активной девушкой, принимала участие в модных показах, рекламировала косметику, а пять лет назад даже хотела выйти замуж. Умудренная в этом вопросе Хакамада посоветовала её не спешить.
В 1997 году Ирина Муцуовна также назначается председателем Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. Дама считалась профессионалом и экспертом в своем деле, но изредка её высказывания шокировали общественность. Так, в одном из телевизионных интервью она заявила, что в России слишком много шахт, поэтому часть из них надо закрыть, а высвободившимся шахтерам следует «найти себе другие методы получения заработков и рабочих мест, например, идти в лес и собирать грибы и ягоды».
В 1999 году Хакамада идет на выборы в новой команде. Вместе с Борисом Немцовым и Сергеем Кириенко она создает блок «Союз правых сил», становится его сопредседателем. На третий депутатский срок она избирается в Санкт-Петербурге, а в Госдуме получает пост заместителя председателя. Одновременно продолжает возглавлять Госкомитет. В эти годы Хакамада получает Национальную премию общественного признания женщин «Олимпия» от Российской Академии бизнеса и предпринимательства, участвует в 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, а в октябре 2002 года принимает участие в переговорах с террористами, которые захватили Театральный центр на Дубровке. Оттуда она вместе с Иосифом Кобзоном выведет четверых заложников, из которых трое — дети.
В 2003 году миссия Хакамады в Госдуме завершилась. Она понимала, что уже не имеет прежней популярности, поэтому пошла на выборы не только в одномандатном округе, но и по списку СПС. Но в округе она проигрывает, а СПС не достиг необходимого избирательного барьера.
Несмотря на эту неудачу, Ирина Муцуовна принимает решение пойти на президентские выборы 2004 года. Она очень активно входит в предвыборную компанию, резко обозначив оппозицию к Владимиру Путину. Номинально её поддерживали «Яблоко» и «Союз правых сил», но Чубайс с Кириенко заняли практически нейтральную позицию, а Немцов призвал вовсе бойкотировать выборы. В итоге в СПС Хакамаду поддержал только 61 из 137 делегатов партийного съезда. Своим главным соперником она считала Путина и обещала стране много преобразований. Финансировать её предвыборную программу намеревались акционер «ЮКОСа» Леонид Невзлин и Борис Березовский, но у обоих возникли проблемы и практически все материальное бремя взял на себя супруг Хакамады. В итоге она стала четвертой, что можно считать вполне успешным результатом. За нее проголосовали 2,67 млн россиян, что составило 3,84%.
В 2004 года Хакамада выходит из СПС и становится во главе партии «Наш выбор», которая вскоре превратилась в одноименный общественный фонд социальной солидарности, примкнувший к партии РНДС («Российский народно-демократический союз»). Участие в выборах президента повлияло на включение Хакамады в число номинантов на Нобелевскую премию мира в 2005 году. Правда претендовала она на нее по «женской» квоте среди тысячи других женщин со всей планеты.
Потянуло в эти годы Ирину Муцуовну и на литературное творчество, что часто является признаком увядания политической карьеры. Книги у нее были специфические — «SEX в большой политике» и любовный роман «Любовь Вне игры. История одного самоубийства». Примета сработала и на этот раз — в 2008 году Хакамада заявила об уходе из политики, покинув заодно ряды РНДС.
Продолжая заниматься публицистикой, Хакамада находит себя в образовательной деятельности — читает лекции и начинает вести тренинги и мастер-классы. Но через четыре года она все же заскучала по политике и начала сотрудничать с партией «Гражданская платформа». Одновременно она вошла в Совет при президенте по вопросам развития гражданского общества и прав человека, а также являлась членом Общественного совета при Минобороны РФ. В 2016 году Хакамада уже член «Партии Роста» и принимает участие в выборах в Госдуму по столичному списку партии. Но «Партия Роста» не смогла пробиться в парламент.
После вхождения Крыма в состав России Хакамада, с одной стороны, назвала это аннексией, но, с другой, подчеркнула, что жители Крыма всегда хотели быть с Россией, нежели с Украиной. Из-за такой двоякой позиции она получила свою долю критики как в Москве, так и в Киеве.
На политической пенсии Хакамаде не скучно. Чем она только не занималась в последние годы! Создала вместе с модельером Еленой Макашовой коллекцию одежды «ХакаМа», которую сама и носит, выпустила новые книги «В предвкушении себя. От имиджа к стилю» и «SUCCESS в большом городе», продолжала читать мастер-классы об успехе в бизнесе, преподавала в МГИМО, в бизнес-школе Финансовой академии при правительстве РФ и в тренинговой компании «Сити-класс», читала лекции в Современной гуманитарной академии, вела передачу на телеканале «Парк развлечений» и радиопрограммы «Интеллектуальное айкидо» и «Высокое напряжение» на Русской службе новостей, возглавляла жюри конкурса «Мисс Офис», поддерживает театр «ВзаимоДействие», где играет её дочь, вела свой канал на видеохостинге и страницу в соцсетях, где у нее много подписчиков. Хакамада часто бывала на светских мероприятий и гостем телевизионных передач.
В эту жизнь ворвался сначала коронавирус, а затем в сентябре 2021 года умирает муж Хакамады Владимир Сиротинский. Их брак считался счастливым и при этом супруги обговаривали некую свободу для себя. Тут выяснилось, что перед смертью у Сиротинского были определенные финансовые и юридические проблемы. Ирине Муцуовне пришлось довыплачивать его долги по налогам, разбираться с многочисленными западными активами. А это оказалось очень сложно после начала СВО. Даже такому либеральному политику, как Хакамаде, бывать на западе стало весьма дискомфортно. А ведь в наследство ей досталась, в том числе, роскошная вилла возле Ниццы с собственным лесом, а также таунхаус в городе Согус в американском штате Массачусетсе
«Меня разочаровал Запад. Там нарушаются все конституционные права человека. Теперь если ты русский, то ты преступник», — заявила Хакамада в одном из интервью. Более комфортно Ирина Муцуовна чувствует себя при поездках в Гонконг, где уже полтора десятка лет живет её сын Данила Котляров. Он владеет таунхаусом в одном из самых престижных жилых районов не только Азии, но и мира — в бухте Repulse Bay. В свое время Котляров был финансовым директором концерна «Петропавловск», занимающегося горной добычей. Сейчас он руководит дочерней компанией «Петропавловска» в Лондоне — «Ариком». В Москве же Хакамада является владелицей четырехсот с лишним квадратных метров в квартире в старинном доме у Бульварного кольца.
На Хакамаду могут косо поглядывать в Минюсте. Внести её имя в реестр иностранных агентов просили ряд общественных организаций. Однажды она нелицеприятно дала оценку мобилизованным на СВО россиянам. Кроме того, некоторые увидели подоплеку в её гастролях с мастер-классами по городам России.
В свои 68 лет Ирина Хакамада остается в прекрасной форме, но при этом не скрывает, что иногда обращается за помощью к пластическим хирургам. Четырежды побывавшая замужем публицист, политик и бизнес-тренер заставила многих снова шептаться за своей спиной, когда в августе прошлого года появилась на приеме в честь премьеры фильма «Убойный монтаж» в компании с молодым человеком, чей возраст был оценен в двадцать с небольшим лет...