Общество

Госдума намерена ввести обязательное лицензирование западных фильмов

Соответствующий законопроект уже готовится

Фото: freepik.com

Стало известно, что Госдума готовит законопроект об обязательном лицензировании западных фильмов. Об этом сообщил замглавы думского комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин. По его словам, законопроект позволит кинотеатрам легально демонстрировать новинки зарубежного кино — и не заниматься полулегальной практикой «предсеансного обслуживания».

Депутат Дмитрий Кузнецов в августе прошлого года предложил проект закона о принудительном лицензировании зарубежных объектов авторского и смежного права. Согласно документу, решение о лицензировании должен принимать суд. Также он отметил, что предложенный летом законопроект раскритиковали участники рынка, поскольку он представляет риски для индустрии. По словам депутата, в новом документе будут учтены предшествующие замечания.

«Наконец-то нас услышали. Принудительное лицензирование, которое предлагает депутат, обладает всеми признаками легитимности. Никто не собирается скрываться от налогов. Наоборот. Это обеляет существующие сегодня серые схемы (типа дополнительного показа и т.д.). Учет будет вестись, как и прежде, через единую электронную систему. Отчисления авторских прав будут вестись неукоснительно через одно из агентств, например, РАС (Российское авторское сообщество)», — говорит председатель комитета по предпринимательству в сфере кино-, видео-, театрального и рекламного производства, член совета московской «Деловой России» Георгий Житков.

Причем, по его словам, сами западные компании кулуарно уже заявили о своей лояльности к такой схеме. Это позволит им сохранить и связи, и рынок.

«Конечно же, они надеются вернуться на российский рынок. Но для этого он должен сохраниться. На выезженное поле, как в 90-е, приходить нет смысла. Слишком затратно, — продолжает Георгий Житков. — Главное — сохранить лояльность потребителя — его желание смотреть кино на большом экране. Так что вопрос санкций со стороны западных Продакшнов точно стоять не будет», — добавил он.

Как говорит эксперт, в зоне риска остаются отечественные онлайн-кинотеатры. Платформы как лидеры рынка видят усиление позиций кинотеатров через принудительное лицензирование.

«Ведь еще в 2019 году доля кинотеатров была 60%, а платформ менее 30%. Из-за ковида и сопутствующих с ним ограничений кинотеатры проиграли. Они попросту были закрыты. Но большое количество блокбастеров (а раньше их было 60 в год) вернет зрителя в кино. Соответственно доли рынка вновь перераспределятся. В пользу кинотеатров. Нам необходимо два года, пятьсот миллиардов и потребность в западных фильмах сведется к минимуму», — резюмировал делоросс.

По словам генерального продюсера КиноИнвестКлуба МРО «Деловая Россия», генерального продюсера кинокомпании «Феникс Синема» Алеси Пантелеевой, проблемы копились десятилетиями: отечественный кинематограф постепенно вытеснялся зарубежными фильмами.

«Поскольку бесконечное промывание российского зрителя западными блокбастерами не укрепляет в нашем народе духовно-нравственные основы, предложенные меры можно рассматривать только как краткосрочные. Я считаю, необходимо в срочном порядке оказать государственную поддержку российским кинематографистам для выпуска современных отечественных фильмов с военно-патриотическими и гуманитарными сюжетами. И тогда уже не нужен будет нам западный кинематограф», — подчеркнула Алеся Пантелеева.

Ошибка загрузки