Госдума намерена ввести обязательное лицензирование западных фильмов
Соответствующий законопроект уже готовится
Стало известно, что Госдума готовит законопроект об обязательном лицензировании западных фильмов. Об этом сообщил замглавы думского комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин. По его словам, законопроект позволит кинотеатрам легально демонстрировать новинки зарубежного кино — и не заниматься полулегальной практикой «предсеансного обслуживания».
Депутат Дмитрий Кузнецов в августе прошлого года предложил проект закона о принудительном лицензировании зарубежных объектов авторского и смежного права. Согласно документу, решение о лицензировании должен принимать суд. Также он отметил, что предложенный летом законопроект раскритиковали участники рынка, поскольку он представляет риски для индустрии. По словам депутата, в новом документе будут учтены предшествующие замечания.
«Наконец-то нас услышали. Принудительное лицензирование, которое предлагает депутат, обладает всеми признаками легитимности. Никто не собирается скрываться от налогов. Наоборот. Это обеляет существующие сегодня серые схемы (типа дополнительного показа и т.д.). Учет будет вестись, как и прежде, через единую электронную систему. Отчисления авторских прав будут вестись неукоснительно через одно из агентств, например, РАС (Российское авторское сообщество)», — говорит председатель комитета по предпринимательству в сфере кино-, видео-, театрального и рекламного производства, член совета московской «Деловой России» Георгий Житков.
Причем, по его словам, сами западные компании кулуарно уже заявили о своей лояльности к такой схеме. Это позволит им сохранить и связи, и рынок.
«Конечно же, они надеются вернуться на российский рынок. Но для этого он должен сохраниться. На выезженное поле, как в 90-е, приходить нет смысла. Слишком затратно, — продолжает Георгий Житков. — Главное — сохранить лояльность потребителя — его желание смотреть кино на большом экране. Так что вопрос санкций со стороны западных Продакшнов точно стоять не будет», — добавил он.
Как говорит эксперт, в зоне риска остаются отечественные онлайн-кинотеатры. Платформы как лидеры рынка видят усиление позиций кинотеатров через принудительное лицензирование.
«Ведь еще в 2019 году доля кинотеатров была 60%, а платформ менее 30%. Из-за ковида и сопутствующих с ним ограничений кинотеатры проиграли. Они попросту были закрыты. Но большое количество блокбастеров (а раньше их было 60 в год) вернет зрителя в кино. Соответственно доли рынка вновь перераспределятся. В пользу кинотеатров. Нам необходимо два года, пятьсот миллиардов и потребность в западных фильмах сведется к минимуму», — резюмировал делоросс.
По словам генерального продюсера КиноИнвестКлуба МРО «Деловая Россия», генерального продюсера кинокомпании «Феникс Синема» Алеси Пантелеевой, проблемы копились десятилетиями: отечественный кинематограф постепенно вытеснялся зарубежными фильмами.
«Поскольку бесконечное промывание российского зрителя западными блокбастерами не укрепляет в нашем народе духовно-нравственные основы, предложенные меры можно рассматривать только как краткосрочные. Я считаю, необходимо в срочном порядке оказать государственную поддержку российским кинематографистам для выпуска современных отечественных фильмов с военно-патриотическими и гуманитарными сюжетами. И тогда уже не нужен будет нам западный кинематограф», — подчеркнула Алеся Пантелеева.