Гости выставки «Моторы войны» увидели легендарный тягач «Сталинец С-65»
Пролежав более 80 лет под водой, он вновь на ходу благодаря реставраторам из мастерской Шаманского
Среди московских многоэтажек недалеко от станции метро «Площадь Ильича» находится выставка исторической военной техники «Моторы войны», уникальная не только за счет внушительной коллекции моделей из разных стран, но и благодаря регулярным познавательным мероприятиям. Каждую неделю на площадке перед зданием проводятся динамические показы экспонатов, которые до сих пор на ходу. Вторую жизнь им подарили реставраторы, предварительно изучив исторические чертежи и воссоздав мельчайшие детали для сохранения достоверного облика техники.
Днем 26 апреля гости выставки «Моторы войны» смогли наблюдать за дебютным демонстрационным показом самого первого массового советского довоенного дизельного трактора «Сталинец С-65», во время Великой Отечественной войны выполнявшего функцию тягача для тяжелой артиллерии. Этот экспонат восстанавливался в течение нескольких лет в реставрационной мастерской Евгения Шаманского. Его предыстория такова: зимой 1941-1942 года колонна советских танков переправлялась по льду через одно из Карельских озер. «Сталинец С-65» следовал с ними. В какой-то момент финны подорвали фугасы, тягач ушел под лед и остался в воде на долгие годы.
Это уже второй «Сталинец», возродившийся в мастерской Шаманского. Первый был более ранним и сельскохозяйственным. Тем не менее, после его восстановления остались некоторые детали, пригодившиеся при работе с военным экземпляром. На «Сталинец С-65» взамен утраченных установили необходимые элементы кабины, найденные на местах боев в Белоруссии, Тверской и Смоленской областях. Всего на сегодняшний день дизельных «Сталинцев» модели С-65 осталось около двух десятков. «Машина непростая. Ее не получится отреставрировать в гараже силами пары товарищей и вчерашних студентов», — отметил старший научный сотрудник мастерской Шаманского Андрей Пузанов.
Как и подобает виновнику торжества, «Сталинец С-65» привлек к себе дополнительное внимание — завелся не с первого раза. После колдовских манипуляций команды специалистов он все-таки воодушевился и уверенно слез на асфальт разминать гусеницы. После пары уверенных кругов главный герой события припарковался перед множеством камер.
Кроме того, из ворот постоянной экспозиции выставки выехал артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец» и сделал несколько кругов перед собравшимися. «Его подняли на Украине из Днепра. Судьба этого экспоната достаточно интересная: побывав немецким трофеем, он оказался брошен, а потом его использовали в народном хозяйстве либо партизаны, либо местные колхозники. Однажды тягач все-таки уронили в реку, где он и пролежал до недавнего времени. Его официально перевезли через границу, и он оказался в нашей мастерской. Немало сил пришлось потратить на его реставрацию. «Комсомолец» в этом плане был сложнее «Сталинца С-65», потому что более насыщен всевозможными деталями. Например, в нем предусмотрено несколько приборных панелей, что в целом нехарактерно для того времени, а еще складные зеркала заднего вида, автоматическая система пожаротушения и многие другие элементы, делавшие его «хай-теком» того времени», — рассказал собеседник издания «Вести Подмосковья».
Еще одним экспонатом, совершившим круг почета по площадке, стал первый советский артиллерийский тягач специальной разработки «Коминтерн». Все то, что строилось до него серийно, скорее относилось к сельскохозяйственным тракторам с приспособлениями для буксировки артиллерии. «Именно «Коминтерн» первым получил грузовой кузов, которого не было у других тракторов, перевозивших артиллерию. Сегодня это единственный отреставрированный тягач данного типа в ходовом состоянии. Известно о существовании еще двух «Коминтернов» с той или иной степенью сохранности. Они пока еще не на ходу», — объяснил Андрей Пузанов.
Увидеть эти уникальные экспонаты можно на выставке «Моторы войны». Скоро как раз будет праздноваться День Победы – чем не повод поближе познакомиться с историей?