Инвествычет или повышение налога на дивиденды?
Как можно стимулировать корпорации вкладывать прибыль в развитие рассуждает Председатель комитета по совершенствованию механизмов бизнеса в сфере права и налогообложения, гендиректор ООО «Региональная юридическая компания» Наталья Демченко
Бизнесу надо созидать. Такова одна из главных мыслей послания Президента. При этом Владимир Путин упомянул, что вопреки пандемии, в этом году ожидается рекордная прибыль в корпоративном секторе, и пообещал, что в зависимости от итогов её инвестирования, Правительством будут приняты решения о поправках к налоговому законодательству.
Во-первых, надо понять, что имелось в виду под рекордной корпоративной доходностью. Ведь госкорпорации — тоже корпорации. В их случае вопрос с направлением определенной доли прибыли на инвестиции решается директивно. С частниками, такая история не пройдёт. Поэтому скорее всего Правительство пойдёт по пути расширения практики Инвестиционных налоговых вычетов.
В 2018 году понятие инвестиционный налоговый вычет было внесено в ст. 286.1 НК. Компании получили возможность уменьшать налог на прибыль за счет расходов на приобретение или сооружение основных средств, а также затрат на их реконструкцию, модернизацию, достройку или дооборудование.
С 2020 года компании могут применять инвестиционный вычет к основным средствам, которые относятся к третьей – десятой амортизационным группам (кроме зданий, сооружений, передаточных устройств восьмой-десятой амортизационных групп). Кроме того, при применении ИНВ организация лишается права амортизировать основное средство или применять к нему амортизационную премию. И это правило действует, даже если через какое-то время организация откажется от инвестиционного налогового вычета.
Какие налоговые изменения нас могут ждать?
Во-первых, распространение практики инвестиционного налогового вычета на другие налоги: на недвижимость, на доход с дивидендов и т.д.
Во-вторых, уже действующая система ИНВ будет распространена на всю страну (сейчас право ИНВ устанавливать ИНВ находится у регионов и воспользовались им только 57 из 85 Субъектов).
В-третьих, можно облегчить его применение, распространить на здания и сооружения, увеличить предельную величину, автоматически переносить неиспользованный остаток на будущие периоды (сейчас только по решению Субъекта) и т.д.
Однако, если смотреть на ситуацию не с колокольни Правительства, которому надо пройти между Сциллой необходимости разгонять инвестиции и экономический рост и Харибдой бюджетных расходов, то есть гораздо более простые способы быстро увеличить объем инвестиций на всех уровнях и во всех отраслях – возврат к ставке НДС в 18%. Или, как вариант, переход к китайской модели дифференцированного начисления НДС, установив меньшие ставки НДС для отраслей, которые государство считает необходимым развивать опережающими темпами.
А возможно, что логика принимаемых решений будет лежать в иной плоскости и бенефициарам просто повысят налог на дивиденды.