Общество

Как масленицу в Подмосковье отмечали раньше и как отметят в 2023 году?

В округах региона подготовлены традиционные праздничные программы

Фото: Софья Сандурская / АГН "Москва"

Уже наступила середина масленичной недели. В воскресенье предстоит кульминация древнего торжества, символизирующего переход от зимы к весне. Во всех муниципалитетах Московской области пройдут традиционные мероприятия, посвященные празднику и уходящие своими корнями в далекое прошлое...

Есть все основания полагать, что масленица была еще древнеславянским праздником с языческим происхождением. Но упоминание о ней впервые встречается только в летописных документах конца XI века. Дата масленицы постоянно меняется и зависит от дня празднования Пасхи. Всем известны основные атрибуты действа — сжигаемое чучело масленицы, народные забавы, катаниях на санях, гулянья с медовухой и, прежде всего, блинами. Праздник словно проводит черту между зимой и весной, провожая морозы и снега. Символ проводов зимы — сожжение чучела масленицы. 

Вся эта неделя считается масленичной. Она делится на два этапа. С понедельника по среду — это Узкая Масленица, а последующие дни — Широкая. Если в первые три дня на Руси разрешалось трудиться по хозяйству, то остальные дни это воспрещалось — люди отдыхали и гуляли накануне Великого поста. Каждому дню масленичной неделе издревле присвоено свое название и свои функции, которые старались исполнять.

Понедельник получил название «встреча». В этот день начинали готовиться к развлечениям, уже дозволялось пойти в гости на застолье и обязательно в первый раз на неделе пекли блины. А первый блин отдавали бедным, как считалось, в память об усопших. 

«Заигрыши» — так именовался вторник. Было принято устраивать среди молодежи смотрины будущих женихов и невест. Если они проходили удачно, то свадьбы назначались на Красную горку, после Пасхи. 

В среду начиналось блинное обжорство. И затевать его была обязана теща. В день под названием «лакомка» мать жены должна испечь блины и угощать им любимого зятя. При этом она должна всячески высказывать ему свое благоволение. Вот так появилась и фраза «к теще на блины». 

В четверг работать уже было нельзя, а день получил название «разгул». Народ отмечает Широкую Масленицу. Уже были народные гулянья, хороводы, песнопения, катания с горки, пляски и драки — как организованные, так и не очень. Было принято строить снежную крепость, которую потом одни строители защищали, а другие пытались разрушить. Наглядно на это можно посмотреть на картине художника Василия Сурикова «Взятие снежного городка». 

Пятница — это такая среда, только наоборот. В день «тещины вечеринки» теща сама идет в дом к зятю, а его жена и её дочь печет блины. Обязанность зятя — вовсю хвалить тещу, а та приходила всегда не одна, а с подругами, чтобы все знали как её любит зять. 

Суббота — это «золовкины посиделки». В этот день невестки приглашали к себе золовку и других родственников мужа. Получалось, что на масленичной недели все близкие родственники высказали друг другу уважение, погуляли и пообщались. 

Ну и воскресенье — это «проводы». В последний день перед Великим постом люди просят друг у друга прощения и поминают умерших. В этот день положено доедать всю еду, а если она все-таки остается, то её нужно сжигать. Еще одним обязательным атрибутом была баня, а завершали праздничный день и такую же неделю сжиганием чучела Масленицы. Оставшийся пепел рассеивался по полям, что должно было способствовать хорошему урожаю.

Традиции празднования масленицы для русских людей были привычными, но иностранцев удивляли. Западные путешественники и оставили первые описания гуляний. Ричард Ченслер в 1553 году пишет, что неделя перед Великим постом у русских называется «масляной» и они в эти дни ничего не едят кроме масла, а пьют только молоко и хмельные напитки. Более объективен почти через сто лет Жак Маржере, который пишет о Прощеном воскресенье, что все ходят в гости, целуются, прощают друг друга, мирятся. Тогда же Адам Олеарий рассказывает, что русские гуляют всю масленичную неделю, а потом начинают «жить умеренно, едят лишь мед и овощи, пьют квас и воду, ходят в бани, потеют и смывают совершенные в течение предыдущей недели грехи». 

Наш этнограф Александр Терещенко в 1848 году описывал празднование так: «всякое сословие пирует по-своему: потому иные проводят время в маскировании, плясках и шумных пирушках; другие, с меньшими требованиями на роскошь и светское приличие, катаются с ледяных гор... качаются на разнозатейливых качелях и веселятся по-русски, припеваючи».

В Москве и окрестностях хозяйки при готовке первых блинов отправляли ребятишек на улицу, где они должны были скакать верхом на ухвате или кочерге с блином и кричать: «Прощай, зима сопливая! Приходи, лето красное! Соху, борону — И пахать пойду!».

В небольших деревнях в воскресенье вечером все брали по пучку соломы, складывали в кучу и сжигали. Постепенно этот переросло в сооружение чучел из соломы — так ведь намного интереснее. Остатки от чучела могли торжественно и с шутками хоронить. 

Газета «Голос Москвы» писала в 1908 году о праздновании масленицы в городском манеже так: «Программа увеселений значительно слабее рождественских. Среди манежа, вместо прежнего корабля, в котором помещался военный оркестр, устроена цветочная корзина. По боковым стенам манежа картина с изображением катанья с гор, на тройках, встреча масленицы в деревне и т.д. На открытой сцене дивертисмент подобран специально для простой масленичной публики: клоуны, гимнасты, капеллы. На большой сцене, где на рождественских праздниках давалась оперетка, идет какое-то специально написанное балаганное обозрение «Широкая масленица». В нем нет ни смысла, ни остроумия». 

В 1909 году петербургская газета «Раннее утро» сообщала, что в городе отложен съезд воротил водочной промышленности, так как «они еще не успели протрезвиться после святок, а уже приближается масленица». 

«Московская газета» смаковала народные гулянья в 1912 году так: «Москва в эти дни буквально «обжирается», показывая всему миру необъятно вместительные желудки. На Москве — дым коромыслом: разгульный, широкий русский карнавал: блины истребляются в количестве необыкновенном. Доктора и их неразлучные «сподвижники» — аптекаря заранее потирают руки. С чистого понедельника начнется работа для одних и торговля для других».

Не гулять на масленицу народ не мог. Этим спешили во все времена пользоваться лавочники. В начале прошлого века перед праздником цена на масло коровье повышалась на 2 копейки за фунт и самое дешевое стоило 50 копеек за фунт. Сметана дорожала с 20 до 24 копеек, а творог с 7 до 10 копеек за фунт. Торгаши успевали договориться и поднимали цену на определенный уровень синхронно. 

После революции 1917 года организованно масленица не проводилась. Народ продолжал устраивать гулянья самостоятельно, но в основном в деревнях. Мало того, местами стали устраивать «Красные масленицы», когда крестьянам рассказывали о новом быте. Это нововведение не прижилось, но и старые традиции начали постепенно забываться.

Масленицу начали реабилитировать в конце 50-х годов прошлого века. Вводится единый стандарт праздника, когда на гулянья собирался народ, которому предстояло принять участие в митинге и прослушать речи руководителей местной власти. Затем следовал концерт с праздничной программой и участием таких персонажей, как Дед Мороз, Снегурочка, Три богатыря, Весна, Зима и других. Все это сопровождается торговлей в павильонах и продажей блинов. Так, в Москве в 1958 году специальным постановлением предписывалось обеспечить торговлю блинами, пельменями, калачами, баранками, пряниками, пирожками, сосисками, квасом. Постановили и сжигать чучело. Практически в таком виде празднование Масленицы дошло до наших дней с той или иной корректировкой. 

Подмосковные города настроены и сейчас в праздничные дни радовать своих жителей и гостей масленичными торжествами. По всей области пройдут традиционные народные гулянья. Несколько не совсем обычных мест мы упомянем. 

В Серпухове гулянья всегда отличались особым представлением — на площади Ленина горожан ждут соревнования русских богатырей и фольклорное шоу. Можно отправится и в деревню Старые Кузьменки на ферму «Русский страус». Здесь гости попробуют блины, которые были приготовлены с применением страусиных яиц и оценят богатую ярмарку фермерских продуктов. Будет и мастер-класс с масленичной тематикой. 

Масленицу в Клину называют самой вкусной. Тут зиму проводят и в музее елочной игрушки «Клинское подворье». Гостей развлекут скоморохи. А мастер-классы проведут красавица Гжель и баба Хохлома. Они научат выдувать стеклянные игрушки и украшать елки, а хулиганка — Дымковская игрушка поиграет с детьми в веселые игры.

Можно поехать провожать зиму и к нашим ближайшим соседям — в арт-парк Никола-Ленивец, что в Дзержинском районе Калужской области. Каждый год здесь вместо чучела сжигаются специально построенные объекты огромных размеров. Тут в прошлые года уже спалили «Байконур», «Жар-птицу», «Бастилию», «Вавилонскую башню», «Пирамиду», а теперь сожгут «Четвертую стену» — конструкцию высотой 24 метра из лозы и веток. Будут здесь и народные забавы, игры и угощения. 

В пушкинской деревне Захарово Одинцовского городского округа будет работать праздничная гастрономическая ярмарка. Уже готовится для разрушения снежный городок и наводят последний лоск на чучело. Тут можно не только пробовать блины и кататься с горок, но и посетить дом бабушки поэта Марии Ганнибал. 

А на Центральной площади негласной столицы Московской области, Красногорска, состоится маскарад «Ряженый разгуляй». Возле ДК «Подмосковье» развернется ярмарка народных промыслов, выставка местных сувениров, выступят фольклорные и театральные коллективы. Сладкоежек ждет дегустация блинов, меда, варенья, сбитня и морсов. 

Музейная фабрика пастилы в Коломне подготовила сразу два праздничных представления. Участники «Масленицы в пастиле» попробуют сами делать пастилу на фабрике, будут делать блин с солнцем с пастилой внутри, веселиться в саду с Петрушкой, а затем поедать блины в малиновой гостиной. Театрализованная программа «О блинах вообще» основана на произведениях Антона Чехова и Владимира Одоевского. Это представление пройдет в беседке Музейного сада с дегустацией гречневых и красных блинов с балыком, семгой, икрой, сметаной и зеленым луком. 

Примет гостей на праздник и усадьба Антона Павловича Чехова в Мелихово городского округа Чехов. В программе: старинные забавы и потехи, мини-спектакли, катания на санях и лошадях, мастер-классы, концерт под открытым небом и экскурсии по экспозициям. Желающие попробуют сделать образцы народной одежды — рубахи, пояса, сарафаны, понёвы, уборы, кохты и зипуны. Детей познакомят со старинными настольными играми: «Бирюльки», «Блошки», «Куча-мала», «Весёлая рыбалка». 

Огромный самовар появится в воскресенье в центре Дмитрова на Советской площади. Из него организаторы праздника попробуют напоить горячим чаем всех гостей. Ну а в качестве закуски тут будет много блинов...

У жителей Подмосковья большой выбор — как и где отметить праздник. Но не забудьте, что сегодня среда и вас ждут блины у тещи...
 

Ошибка загрузки