Как не стать жертвой телефонных мошенников?
Жителям Подмосковья стоит быть бдительными
Преступность всегда шагала в ногу со временем и телефонное мошенничество появилось вместе с распространением стационарных телефонов. Сейчас мобильный телефон есть практически даже у каждого ребенка. Вместе с увеличением числа абонентов множатся и случая телефонного мошенничества. Армия представителей мира криминала, специализирующихся на таких преступлениях, растет.
Жертвами мошенников в основном становятся пожилые люди, а также подростки. Преступники очень рассчитывают попасть именно на них. По свежим данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) за последний год 67% россиян получали звонки от телефонных мошенников. Три года назад эта цифра была на десять процентов меньше. Кроме того, с СМС-мошенничеством сталкивался сейчас каждый шестой абонент. Мошенники больше делают ставку именно на звонки, так как питают надежду в личном разговоре расположить к себе собеседника.
Чаще всего преступники звонят жителям Москвы и Санкт-Петербурга, где мошенники уже успели «охватить» более 80% абонентов. В провинции этот показатель чуть больше 50%. Процент результативности звонков злоумышленников не велик. Более 90% граждан легко распознают мошенничество, но в остальных случаях у криминала есть шансы завладеть средствами своих жертв. 46% опрошенных ответили, что маловероятен тот сценарий, при котором они будут обмануты, а 27% это и вовсе исключают. 23% допустили возможность обмана. Больше таких людей в старшей категории от 45 до 59 лет — 31%. Более уверены в своей способности противостоять мошенникам молодые люди.
Сейчас обманутым вернуть свои средства очень сложно — практически невозможно. Должно стать легче с лета этого года, когда вступит в силу закон о дополнительной защите граждан от финансовых мошенников. Банки и иные финансовые организации будут обязаны вернуть украденные деньги. На это уповают и респонденты опроса. 44% считают, что этим вопросом должна заниматься полиция, а еще 31% — банки. Но при этом каждый восьмой опрошенный уверен, что раз человек повелся на такой обман, то он виноват сам и ничего возвращать ему не надо.
Способы обмана с помощью телефонных звонков постоянно совершенствуются, но суть процесса остается той же самой, раз приносит преступникам добычу год от года. В основе звонка злоумышленника лежит задача побудить жертву к выгодному для него действию. Например, якобы мобильный оператор просит пароль от личного кабинета абонента. На самом деле это может быть только мошенник, а данные для входа ему нужны для настройки переадресации СМС. Затем он сможет получить так банковский код с подтверждением операции и человек лишится денег. Поэтому давать кому-либо пароль от личного кабинета на сайте своего оператора связи никому нельзя. Таят в себе угрозу и так называемые сбрасывающиеся звонки, вынуждающие человека перезвонить. Это преступнику и надо — звонок может быть платным. Панацеей здесь является игнорирование неизвестных номеров, а также использование услуг «Антиспам» и «Черный список» мобильных операторов.
Чуть ли не самый распространенный вид телефонного мошенничества — звонки якобы от служб безопасности банков. «Оператор» сообщает абоненту о сбое в программном обеспечении или о наличии подозрительной операции. Для восстановления счета и защиты денег клиента просят назвать номер банковской карты, срок ее действия, код с обратной стороны карты и даже СМС-код от банка. Совсем обнаглевшие злоумышленники просят становить на телефон программу, которая в итоге сама будет отправлять им коды доступа к счетам.
В зоне риска находятся граждане, которые что-либо продают в интернете через маркетплейсы. Им звонит якобы покупатель, согласный приобрести товар прям сразу, но с оплатой только на карту. Для этого он также просит все данные и код. Необходимо железно помнить, что код с обратной стороны банковской карты и СМС-коды от банка у вас может запросить исключительно человек с темными помыслами.
Распространены и звонки от фейковых сотрудников полиции и государственных служб. Мошенник рассказывает о расследовании преступления, усыпляет бдительность человека и под этот соус получает необходимую ему информацию. Так, при пандемии коронавирусной инфекции преступники очень любили маскироваться под сотрудников Пенсионного фонда и обещать новые выплаты на карту.
Мошенники любят давить на родственные чувства людей, пользоваться возникающими паникой и стрессовым состоянием. Они сообщают о том, что в ДТП или в другое происшествие попал близкий вам человек. Затем срочно требуют перевести определенную сумму, чтобы оказать помощь родственнику.
Есть и такой способ, как ложный выигрыш в лотерею. Здесь расчет на обрадованного абонента, соглашающегося перевести деньги на покрытие технических издержек. Стоит помнить, что организаторы всевозможных лотерей всегда сами покрывают такие расходы.
Непонятный перевод средств на ваш счет должен насторожить. После транзакции следует звонок от неизвестного, который сетует на то, что отправил вам деньги случайно. Он просит перевести деньги обратно по реквизитам, которые сам и предоставляет. Надо учесть, что этот перевод может стать закрепленным платежом для привязки карты в онлайн-сервисах. Поэтому следует отказать звонившему в переводе и отправить его по всем вопросам в банк. Можно подстраховаться и самому позвонить в службу безопасности своего банка.
Необходимо знать и о том, что каждая СИМ-карта имеет свой уникальный идентификатор. Он содержит данные о стране, мобильном операторе и другую информацию. Мошенники научились копировать СИМ-карты со всеми данными и пользоваться номером как своим для преступных дел. Чтобы защитить себя от такой напасти, покупать СИМ-карты в случайных местах ни в коем случае нельзя. Нормальные симки точно можно купить только в официальных салонах операторов сотовой связи.
Обезопасить себя от действий мошенников можно. Надо поставить ПИН-код на СИМ-карту, в салоне сотовой связи запретить возможные действия с доверенностью от вашего имени (мошенники могут предъявить поддельную), а также установить на смартфон антивирус. Рекомендуется регулярно обновлять программное обеспечение на своем телефоне, а также настроить на нем подтверждение банковских операций через push-уведомления. Услугу Мобильный перевод» лучше не подключать. При оплате покупок в интернете реквизиты карты стоит вводить во всплывающем окне, чтобы мошенники не смогли скопировать страницу оплаты. Следите за тем, чтобы телефонные номера мобильного оператора и банков не попали в папку со спамом.
Есть и другие действия, которые помогут не попасть на крючок к злоумышленникам. При подозрительном звонке трубку лучше не брать совсем. Перед оплатой счета в интернете внимательно перепроверьте домен, который мошенники любят менять всего на один знак. Если позволяют возможности телефона, то лучше оформить eSIM, а не простую СИМ-карту — она более безопасна.
Опасными могут быть ссылки, переход по которым требует персональных данных. Обязательно надо убедиться, что в итоге сайт настоящий. Открывать следует только те присланные файлы, в безопасности которых вы полностью уверены. Создатели вирусов весьма виртуозны и всегда тщательно их шифруют.
Конечно, никогда нельзя верить, что вам звонят сотрудники служб безопасности и правоохранительных органов. Насторожить должно любое упоминание про лицевой счет и привязку карты. Если ввязались в беседу, то никогда не говорите «да». Не совершайте действий, которые от вас требуют, не поддавайтесь панике и тщательно все проверяйте. В случае, если пришло уведомление о списании со счета, которого вы не совершали, то сразу заблокируйте карту и позвоните в банк, сообщив о возникшей проблеме.
Буквально на днях министерство государственного управления, информационных технологий и связи Московской области сообщило о новом виде телефонного мошенничества. Имели место случаи, когда чиновникам на местах звонит «сам» губернатор региона Андрей Воробьев и просит перезвонить, после чего людям предлагают перевести деньги на некие безопасные банковские счета. Конечно, звонит не сам губернатор, а мошенники дублируют его голос. Такие сообщения не нужно слушать вообще и, тем более, куда-то перезванивать или сообщать при этом свои данные.
По открытым сведениям известно, что в 2020 году в Подмосковье было только зафиксировано свыше 4,4 тысячи случаев телефонных мошенничеств. В 2021 году эта цифра преодолела планку в 5 тысяч. Надо думать, что сегодня показатель еще выше. Мошенники не дремлют, но и законопослушные граждане должны быть бдительными и готовыми не допустить сделать себя жертвой телефонного преступления.