Как работал Гараж особого назначения в годы Великой Отечественной войны?
Основной машиной Иосифа Сталина с 1936 по 1950 год был «Паккард»
Сегодня Гараж особого назначения (ГОН) является одним из подразделений Федеральной службы охраны Российской Федерации (ФСО России). Его сотрудники занимаются обеспечением безопасного передвижения Президента Российской Федерации и других руководителей государства, а также лидеров зарубежных стран, посещающих Россию с государственными и официальными визитами.
Для понимания темы стоит ознакомиться с историческими фактами. Так, Собственный Его Императорского Величества гараж с 1907 года был у Николая II. Он и стал своего рода предтечей образованного уже после Октябрьской революции 1917 года Гаража особого назначения, день рождения которого — 1 января 1921 года. Менялись руководители страны, отношения с государствами, где приобретались машины для ГОНа, менялись сами автомобили.
В начале 1940-х годов из Гаража особого назначения выделился отдельный Малый (Сталинский) гараж. Эта автомобильная группа обслуживала лично И. В. Сталина. «Его основной машиной с 1936 года и до 1950-х был американский «Паккард» скрытого бронирования с толщиной стекол в 7 сантиметров. Тогда сведения о таких автомобилях не афишировались. В 1936-м в СССР пришли первые шесть бронированных «Паккардов», в 1937-м — еще восемь. Кроме этих машин со спецзащитой в ГОНе на тот момент использовались также автомобили и других марок.
Бронированные «Паккарды» 1936 года отличались от машин следующего модельного года некоторыми деталями. Например, присутствовали законцовки бампера. Передний мост был неразрезной, то есть зависимая подвеска. Из-за этого на некоторых режимах движения возникали колебания — эффект «шимми», вибрация колес. Поэтому была предусмотрена система из двух пружин, туда заливалось масло. Это демпфер, который гасил колебания. В 1937-м пришли машины с независимой подвеской, и таких цилиндров на них уже нет. По этим деталям автомобили разных серий можно различать на фотографиях», — поделился специалист Музея Гаража особого назначения на ВДНХ Алексей Насонов.
Законцовки бампера «Паккарда» 1936 года. Фото: Алексей Насонов
Первый день внезапно изменившейся реальности — 22 июня 1941 года — стал для ГОНа днем не только высоких нагрузок, но и максимальной слаженности и ответственности. Высшему руководству страны предстояло заниматься не только фронтом. Нужно было срочно и кардинальным образом переводить народное хозяйство на военное положение. Важные решения, как оперативные, так и стратегические, принимались с первого же дня войны. «Можно представить, сколько в такой ситуации перемещений между Кремлем, наркоматами и другими государственными ведомствами совершили в этот день особо охраняемые лица, какие нагрузка и ответственность легли на сотрудников ГОНа», — рассказали изданию «Вести Подмосковья» в пресс-службе Музея Гаража особого назначения на ВДНХ.
Гараж особого назначения перестроился на новый режим работы. Хромированные детали машин скрылись под краской, появились специальные фары для поездок в темное время суток. Часть машин, используемых для выезда на фронт и в прифронтовые районы, закамуфлировали.
«Документально подтвержденная поездка Сталина на фронт, которая продлилась со 1 по 5 августа 1943 года, осуществлялась как раз на защищенных «Паккардах». До Гжатска Верховный главнокомандующий добрался на специальном поезде, «Паккарды» ехали с ним. Затем Сталин посетил командный пункт фронта под Юхновом, снова на поезде доехал до станции Мелихово во Ржеве, а оттуда — в деревню Хорошево», — отметил Алексей Насонов.
Не менее значимыми страницами истории стали Тегеранская (1943), Ялтинская (Крымская) (1945) и Потсдамская (Берлинская) (1945) конференции. В них принимали участие лидеры трех крупнейших стран-союзников периода Второй мировой войны — СССР, США и Великобритании. «Если говорить о Тегеранской конференции, то союзники предлагали другие варианты мест проведения конференции, но Сталин настоял на своем изначальном выборе. У союзников не было возможности привезти собственные автомобили, поэтому транспортное обслуживание всех трех делегаций с 28 ноября по 1 декабря 1943 года взял на себя ГОН. Сталин до Баку ехал на поезде, потом на самолете до столицы Ирана, а автомобили из Азербайджана шли своим ходом», — объяснил Алексей Викторович.
Для И. В. Сталина и его личной охраны из них предназначались четыре автомобиля — «Паккард», «Линкольн», ЗИС‑101 и «Кадиллак». В ходе Ялтинской конференции с 4 по 11 февраля 1945 года сотрудники Гаража особого назначения работали на 35 машинах. Для делегаций союзников выделили 15 автомобилей. А Потсдамская конференция проводилась уже после окончания Великой Отечественной войны — с 17 июля по 2 августа 1945 года.
ЗИС-101А
А еще бронированный «Паккард» 6 ноября 1942 года спас Анастаса Микояна во время теракта на Красной площади. Изначально террорист, ефрейтор Савелий Дмитриев, руководствуясь антисоветскими настроениями, задумал покушение на Сталина, но в момент совершения преступления не разглядел пассажира автомобиля, выехавшего из Спасских ворот Кремля. «Дмитриев обстрелял машину с достаточно близкого расстояния. Защита автомобиля сработала как надо, Микояна увезли на большой скорости в безопасное место, а стрелка практически сразу задержали», — рассказал Алексей Насонов.
И. В. Сталин постоянно твердил, что передвижение первых лиц СССР на иностранных автомобилях — не самая достойная ситуация. Поэтому специалисты продолжали трудиться над разработкой отечественных машин.
14 сентября 1942 года, в самый разгар Сталинградской битвы, в Москве подписали приказ о создании новой советской машины высшего класса — ЗИС-110. Макеты были сделаны в 1943-м, первый ходовой образец — в 1944-м. «Параллельно велись разработки бронированной версии, только мы пошли не американским путем: они бронировали легкий автомобиль, а у нас получилось советское ноу-хау — сам автомобиль как бы строился вокруг бронекапсулы. До эксплуатационного состояния машина была доведена к 1949 году и получила собственный индекс ЗИС-115. Фара посередине — это спецсигнал наподобие современных «мигалок», — объяснил Алексей Насонов.
Согласно техническому заданию, «Паккард» должен был обеспечивать защиту при выстреле из винтовки с расстояния 100 метров под углом 90 градусов. ЗИС-115 обеспечивал такую же защиту, но уже с 50 метров.
ЗИС-115
В годы войны Гараж особого назначения с честью справился со всеми поставленными задачами по транспортному обеспечению охраняемых лиц. Это был его вклад в нашу общую Великую Победу!