Эксперт рассказала, как студенты справляются с дистанционным обучением
О плюсах и минусах системы – кандидат педагогических наук
Новые технологии позволяют изучать любую информацию без отрыва от привычного образа жизни и работы. Дистанционное обучение стало способом получения новых знаний с помощью электронных устройств и удаленного посещения занятий. Альтернатива аудиторным лекциям в очной форме. Как и другие форматы обучения, дистанционное образование имеет определенные плюсы и минусы. Какие именно, «Вестям Подмосковья» рассказала кандидат педагогических наук, директор Московского городского открытого колледжа, Ольга Семенова.
Суть дистанционного формата в том, что он позволяет человеку учиться где угодно, но требует наличия компьютера и интернета. Материал легкодоступен, с ним легко обращаться и структурировать, а также он обладает всеми необходимыми функциями, которые нужны студентам учебных заведений. Кроме того, студент может составить индивидуальный график обучения, в зависимости от свободного времени и других обязанностей, отметила эксперт.
Разница между оффлайн- и онлайн-формой обучения заключается в отсутствии межличностного прямого контакта между студентами и преподавателями. Как правило, в процессе дистанционного обучения они находятся на значительном расстоянии друг от друга: в разных городах или даже странах.
Дистанционный формат преследует важную цель — предоставить большие возможности для тех, кто хочет приобрести новые навыки или сменить профессию. Благодаря этому, он имеет ряд отличительных характеристик, как гибкое и удобное расписание занятий; модульность; массовый характер; разнообразные средства коммуникации и ориентация на мотивацию.
Онлайн-обучение востребовано среди учащихся, которые живут в других городах, женщин в декретном отпуске, специалистов с загруженных графиком или большим количеством командировок, а также у людей с ограниченными возможностями.
Многие студенты и эксперты считают, что дистанционное обучение имеет много неоспоримых и очевидных преимуществ. Прежде всего, это свобода. Учащийся самостоятельно планирует личный и график, определяет, сколько времени посвятить учебе. Второе – возможность учиться где угодно. Учащиеся дистанционно не имеют привязки к месту или времени, главное – иметь под рукой компьютер, розетку и доступ в интернет.
Обучение без отрыва от работы, учебы или материнства. Дистанционное обучение позволяет работать или учиться на нескольких курсах одновременно, чтобы получить дополнительное образование, а также совмещать получение новой специальности с работой или декретным отпуском.
Также специалист подчеркнула, что дистанционное обучение намного дешевле, поскольку не требует расходов на проживание и проезд, а также на заграничный паспорт, если университет находится за границей. Кроме того, дистанционное образование обеспечивает спокойную обстановку, так как экзамены и общение с преподавателями проводятся онлайн, что позволяет учащимся избежать дополнительного стресса. А учителя, которые проводят дистанционные занятия, имеют возможность заниматься дополнительной деятельностью, охватывать большее количество студентов.
Эксперименты подтвердили, что структура учебных курсов, а также уровень преподавания при дистанционном обучении достигли тех же высоких показателей, что и традиционные формы.
Но несмотря на все плюсы, данная система все еще не идеальна. Так, дистанционное обучение требует сильной концентрации и мотивации. Почти весь учебный материал студенты вынуждены осваивать самостоятельно, а значит планирование времени, степень вовлечения и результаты зависят только от них.
В процессе дистанционного обучения сложно развивать навыки межличностного общения, поскольку контакт с преподавателями и другими учащимися минимален. Также не получится заняться нетворкингом и завести новые полезные контакты. Правда, многие онлайн-площадки уже решают эту проблему с помощью общих чатов и коллективных заданий.
Довольно сложно во время «дистанта» приобрести и практические навыки. Также не просто отследить, честно ли студент написал свой экзамен, всегда ли он посещал лекции и вообще был ли это он все время или его друг. Единственный способ проверить – видеонаблюдение, что не всегда возможно.
А кроме этого, есть отдаленные районы, где нет прямого доступа к интернету. Более того, часто у жителей таких районов нет никакого желания учиться, поэтому важно распространять компьютерную грамотность.
Для устранения недостатков дистанционного обучения необходимо начать с создания специальных интернет-конференций и форумов, которые гарантировали бы относительное живое общение учеников, заключила Ольга Семенова.