Каким был Геннадий Бурбулис?
Бывший госсекретарь умер в столице соседнего государства
Вчера, 19 июня, в Баку скоропостижно скончался соратник Бориса Ельцина и российский государственный деятель Геннадий Бурбулис. Сегодня родственники должны привезти тело политика в Москву. Жителям страны он запомнился не только оригинальной фамилией, но и участием в подписании соглашения в Беловежской пуще. Тогда был оформлен смертный приговор для СССР.
От России документ подписали Борис Ельцин и Геннадий Бурбулис, от Украины — Леонид Кравчук и Витольд Фокин, а от Белоруссии — Станислав Шушкевич и Вячеслав Кебич. Первым ушел из жизни Ельцин, скончавшийся еще в апреле 2007 года. Остальным довелось пожить, но в декабре 2020 года бывший премьер-министр Белорусской ССР Вячеслав Кебич ускорил ритуальный процесс. Всего лишь за последние полтора месяца ушли из жизни сразу трое подписантов Беловежской пущи. 3 мая умер экс-глава Верховного Совета Белоруссии Станислав Шушкевич, 10 мая — первый президент Украины Леонид Кравчук, а 19 июня — госсекретарь РСФСР и РФ Геннадий Бурбулис. В живых остается только бывший премьер-министр Украины Витольд Фокин, который совсем недавно отошел от активной политической жизни. В этом году он отметит 90-летний юбилей.
Геннадий Эдуардович Бурбулис родился 4 августа 1945 года в городе Первоуральске Свердловской области, а закончил свой жизненный путь 19 июня 2022 года в столице независимого Азербайджана — Баку. Там он принимал участие в работе IX Глобального Бакинского форума. По некоторым данным, смерть наступила после посещения Бурбулисом сауны, либо в самой сауне отеля азербайджанской столицы. При этом окружение Бурбулиса утверждает, что он не только ничем серьезным не болел, но и чувствовал себя в последнее время великолепно. Точная причина смерти пока не озвучивается, хотя понятно, что сердце у человека по любому остановилось...
Странная для Урала фамилия Бурбулису досталась от деда Казимира, который приехал сюда из Литвы незадолго до Октябрьской революции. Во всех биографиях Бурбулиса утверждается, что его отец был военным летчиком, но ни на одном из доступных порталов об участниках Великой Отечественной войны данных даже о наличии такого военнослужащего, как Эдуард Казимирович Бурбулис, нет. Хотя, напомним, сын у него родился в 1945 году, а также у Геннадия уже был старший брат. Как минимум, медаль «За Победу в Великой Отечественной войне», у Эдуарда Бурбулиса должна была быть. Встречается информация, что он был уволен из ВВС, а затем работал на заводе. Вполне возможно, что демобилизация отца Бурбулиса произошла еще до войны.
Геннадий окончил школу в 1962 году и затем два года работал слесарем на заводах Первоуральска. В 1964 году был призван в ряды советской армии — служил в ракетных войсках. Потом он снова представитель пролетариата и только в 24 года решает стать философом, для чего и поступает в 1969 году в Уральский государственный университет. Еще в вузе Геннадий вступает в КПСС и усиленно сначала изучает классиков марксизма, а получив диплом, преподает марксистско-ленинскую философию в Уральском политехническом институте. В 1983 — 1989 годах трудился во Всесоюзном институте повышения квалификации специалистов министерства цветной металлургии СССР в Свердловске. Дослужился до должности заместителя директора.
С началом перестройки Геннадий Бурбулис стал одним из тех людей, кто любил поговорить о прошлом, настоящем и будущем страны. Занимался он этим в свердловском политическом клубе «Дискуссионная трибуна», который в итоге сам и возглавил. Научная карьера прервалась в 1989 году с началом карьеры политической — Бурбулиса избирают народным депутатом СССР. В столице вошел в ближнее окружение своего земляка — Бориса Ельцина и на выборах президента РСФСР руководил его избирательным штабом. Ельцин всерьез видел Бурбулиса на посту вице-президента, но все же в целях пиара выбрал брутального военного Александра Руцкого, а не своего подчиненного с не очень понятной россиянам фамилией.
Должностью Бурбулиса все равно не обидели и он стал Государственным секретарем РСФСР, а после развала СССР сохранял должность уже в новой России до конца ноября 1992 года. В этот промежуток времени он также успел побыть первым заместителем председателя правительства. Политический бомонд того времени называл Бурбулиса «серым кардиналом» Ельцина, от которого зависит принятие наиболее важных решений.
Одним из таких решений стало подписание Беловежского соглашения, поставившего крест на СССР. Бурбулис не только готовил документы для этого «пакта», но и подписал его от России вместе с Ельциным.
«Мы сделали то, что должны были сделать, мы приняли на себя ответственность и не уклонились, предельно понимая последствия распада СССР. Это решение изменило не только нашу отечественную историю, но и всё мировое пространство. Оно самым мирным, самым легитимным, самым законопослушным образом заявило, что СССР как геополитическая реальность прекращает своё существование», — говорил годами позже сам Геннадий Эдуардович.
С конца 1992 года Бурбулис уходит в тень. Сначала возглавляет некую группу советников президента, а вскоре и вовсе переходит руководить Гуманитарно-политологическим центром «Стратегия». С 1993 по 1999 годы Бурбулис пребывает в кресле депутата Государственной думы, в 2000 году оказывается вице-губернатором Новгородской области, а годом спустя и представителем этого региона в Совете Федерации. Так проходит еще шесть лет жизни Бурбулиса, но и потом он остается в СовФеде, но уже в роли не сенатора, но советника спикера.
Теперь у него снова появляется время для научной и преподавательской работы. Он заведует кафедрой политософии и философских наук Международного университета и становится проректором этого вуза по инновационному развитию. Присоединение Крыма и помощь Донбассу Бурбулис не признал и об изменении его позиции ничего неизвестно. Не раз давал интервью украинскому телевидению. Да и умер он вовсе не на Петербургском международном экономическом форуме, а на проходившем в те же дни Бакинском, где собираются, в том числе, представители и недружественных России стран.
В конце последнего дня работы Бакинского форума, за несколько часов до смерти, Бурбулиса «допросил» журналист азербайджанского издания. Репортер поинтересовался его мнением о возможности реставрации СССР. На это Бурбулис ответил: «Это бред и утопия. Восстановить СССР невозможно!»