Общество

Клинический психолог дала советы родителям младших школьников для адаптации к школе

Главное — сформировать положительную мотивацию к обучению и сохранить ее, чтобы она могла быть реализована далее

Фото: Илья Тушев / "Вести Подмосковья"

Когда стоит вопрос об адаптации к школе младших школьников, надо иметь перед собой совершенно конкретный и четкий ответ на вопрос: какова основная цель обучения в начальной школе? Если вы думаете, что это формирование учебных навыков, счета, письма, чтения, то вы ошибаетесь, рассказала изданию «Вести Подмосковья» доктор психологических наук, профессор, директор института клинической психологии и социальной работы, заведующий кафедрой клинической психологии и социальной работы (ИКПСР) РНИМУ имени Н.И. Пирогова Минздрава России Вера Никишина.

Основная цель начальной школы – сформировать положительную мотивацию к обучению и сохранить ее для того, чтобы она могла быть реализована в средней и старшей школе и далее, на других этапах обучения, указала специалист. Еще очень важный целевой компонент начальной школы — самостоятельное усилие к интеллектуальной деятельности. Если родители будут иметь перед собой эти два целевых ориентира, то будет просто сохранять стабильность в своих действиях и поддерживать ребенка в направлении именно этого движения.

Необходимо сохранять авторитет учителя. Очень важно учиться у того, кого уважаешь. Положительная мотивация к учению у ребенка в этом возрасте реализуется через уважение к тому, кто учит. Даже вскользь сказанные негативные оценочные суждения в отношении учителя – прямой ущерб мотивации ребенка. «Поэтому, родители, сохраняйте, по крайней мере, в пространстве отношений с ребенком, уважительное отношение к учителю», — призвала ученый.

Очень важным моментом является исключение или минимизация сверхэмоциональности в отношениях. Вера Никишина не советует использовать школу как место, которое категорически изменит жизнь ребенка. Относитесь к этому месту, сохраняя стабильное, уважительное спокойствие, и это тоже даст возможность ребенку, ориентируясь на вас, не усиливать свои эмоциональные реакции, не создавать страхи, а потом не компенсировать эти страхи, например, агрессией.

Важными будут отношения дитя с одноклассниками. По текущим наблюдениям можно заметить, что родители так интенсивно в отношения с другими родителями, иногда тотально пытаются присутствовать в этих отношениях, что это не дает возможности ребенку самостоятельно настраивать отношения с одноклассниками. Здесь нет советов. Пока нет угрозы безопасности, здоровью и жизни вашего ребенка, родителям нужно постараться минимизировать свое участие в отношениях с другими детьми. «Дайте ему возможность совершать ошибки, дружить и ссориться, а потом мириться и вновь начинать сначала. Опыт самостоятельного выстраивания отношений на регламентированных школы условиях — это тот вклад, который обеспечит вашему ребенку устойчивость в отношениях на следующем, крайне проблематичном периоде подросткового возраста. Не изолируйте ребенка от отношений, не заменяйте эти отношения отношениями со взрослым», — отмечает психолог.

Также специалист призвала соблюдать режим дня. Ведь это фактор, который может быть организован не без усилий со стороны родителей и должен сохраняться на протяжении всего периода начальной школы.

Не нужно перегружать жизнь ребенка большим количеством предметов и аксессуаров. говорит Никишина. И конечно, не менее важно в любой период адаптации, а тем более такой, как адаптация к начальной школе, не перегружать отрицательными эмоциями, страхом. «Если вы считаете, что период адаптации бесконечен, вы ошибаетесь. Он имеет совершенно конкретную длительность и длится один-три месяца, у тревожных детей — до полугода и завершается. А значит, на этот период Вы должны максимально внимательно держаться основного смысла основной цели обучения в младшей школе. Помните, что самое главное — сформировать и сохранить желание учиться. Вы даже не представляете, как это вам поможет, средней и старшей школе», — убеждает родителей клинический психолог.

Ошибка загрузки