Куда ведут пути из Москвы?
Переименование Киевского направления в Калужское — далеко не первое
Столичные власти приняли решение называть четвертый Московский центральный диаметр (МЦД-4) Калужско-Нижегородским, а не Киевско-Горьковским. И направление Московской железной дороги на этом направлении будет теперь именоваться Калужским, а не Киевским. Перемены объясняются стремлением упростить навигацию для пассажиров. Об этом сообщает ТАСС.
Четвертый диаметр «Калужско-Нижегородский» будет запущен в столице в этом году. Направления диаметра ведут в сторону Киева и Нижнего Новгорода (Горького), но теперь решено назвать их иначе, так как это пригородные перевозки. А в тот же Киев и обратно у нас уже и поезда давно не ходят. Сообщение было прекращено еще в начале пандемии коронавирусной инфекции. Первый крупный город в этом направлении — Калуга. Он и вошел в название направления. В то же время, столичные власти не вынашивают идей о переименовании станции метро, улицы и вокзала в столице. Хотя, Киевскому вокзалу, как и другим, к этому не привыкать.
Несмотря на инициативу, в релизах пресс-служб и на официальных сайтах МЖД и ЦППК направление продолжает именоваться Киевским. Ситуации дал старт мэр Сергей Собянин, назвавший направление 31 января этого года Калужским на мероприятии, посвященном открытию после реконструкции станции Лесной Городок. Позже это не раз повторилось.
Железнодорожное движение в этом направлении началось в самом конце XIX века, когда путь пролег до станций Очаково, Востряково, Солнечной, Внуково, Лесной Городок, Толстопальцево, Кокошкино и Крекшино. Сам вокзал достроили только в 1918 году и назывался он Брянским, как и направление железной дороги. Что интересно, участок Москва — Брянск был открыт для движения только в 1899 году, а вот дорога от Брянска до Льгова была запущена еще в 1887 году. Дело в том, что в то время строительство железных дорог финансировалось из карманов частных лиц, которые и делали то, что нужно именно им для своей предпринимательской деятельности.
Современное здание вокзала решили строить в 1912 году и начали со строительства ведущей к вокзалу дороги. Здесь нужно было построить мост через Москву-реку, а так как в тот год праздновалось 100-летие Бородинской битвы в Подмосковье, то и мост назвали Бородинским. Кроме того, здесь начиналась дорога на Бородино. До 1934 года вокзал и направление назывались Брянскими, а переименование вокзала в Киевский произошло уже при советской власти — в 1934 году.
Железная дорога стала активно окутывать Москву своими металлическими сетями во второй половине позапрошлого века. В 1861 году пошли поезда до Петушков, затем до Нижнего Новгорода, Сергиева Посада, Рязани, Курска и Смоленска. На рубеже двух веков дорогу строят до Брянска, Павельца, Савелово и Шаховской. В 1908 году в городе построили Окружную железную дорогу, чуть позже первый поезд ушел на Казань. До Первой мировой войны Московский железнодорожный узел сформировался практически в том же виде, каким мы знаем его и теперь.
В 1947 году появился Центральный железнодорожный округ, в состав которого вошли Московско-Курская, Московско-Донбасская, Московско-Рязанская, Московско-Киевская, Московско-Окружная и Северная железные дороги. Новое объединение произошло спустя 12 лет в Московскую железную дорогу. В 1991 году в её состав входили 13 отделений, а затем укрупнение структуры постоянно продолжалось. Сегодня в МЖД входят восемь железнодорожных регионов с центрами в Москве, Рязани, Туле, Орле, Смоленске, Брянске и Калуге (в Москве «базируются» сразу два — Московско-Курский и Московско-Смоленский).
Входили в обиход другие названия направлений не только в случае с Киевским (Брянским, Калужским). Это затронуло почти все вокзалы Москвы. Так, Белорусский на Тверской Заставе ведет свою историю с 1870 года, когда он назывался Смоленским. Собственно, так называют и направление наряду с Белорусским. Но Смоленским вокзал был всего год, став потом Брестским на 41 год. В 1912 году он получает наименование Александровского в честь императора Александра Павловича, который правил ровно сто лет назад перед этим во время Отечественной войны 1812 года. Ну и на Бородино железная дорога вела именно отсюда. После революции названия в честь царя быть не могло и вокзал снова становится Брестским, но всего на пять лет. Его переименовали в Белорусско-Балтийский.
И только в 1936 году за вокзалом закрепилось нынешнее название. Сегодня отсюда идут поезда дальнего следования в западном и северном направлениях. Второе стало возможным после перевода Савеловского вокзала на обслуживание только пригородных маршрутов. Электропоезда следуют с Белорусского вокзала до таких конечных станций в Подмосковье, как Усово, Звенигород, Бородино, Можайск, Кубинка и Одинцово.
Само собой, на Казанское направление отправляются поезда с одноименного вокзала. Он появился здесь в 1862 году и до 1912 года именовался Рязанским вокзалом. В том году поезда пошли до Казани и началось строительство нового здания. Вокзал стал самым крупным и столице, но и возводили его очень долго. В 1919 году он был сдан в эксплуатацию в упрощенном варианте. Окончательно работы завершились только в 1940 году и то, многие помещения, заложенные в первоначальном плане, так и не были построены. Отсюда поезда дальнего следования и пригородные электрички уходят сразу по двум направлениям — Казанскому и Рязанскому. Это разветвление происходит на подмосковной станции Люберцы. Кроме того, с недавних пор, по Рязанскому ходу идет и большинство поездов в южные регионы страны, поэтому в итоге получается три направления. Электрички идут до Быково, Раменского, Фаустово, Виноградово, Воскресенска (88-й километр), Шиферной, Голутвина (Коломна), Рязани, Куровской, Шатуры, Черустей и Егорьевска.
Курский вокзал считается в Москве самым старым. Он работает с 1861 года, а его первым названием было Курско-Нижегородский. Первые пассажиры отсюда отправились в путь после открытия участка до Серпухова. Здание было одноэтажным и деревянным, стоявшим почти в полукилометре от нынешнего. Возведение нового вокзала началось в конце XIX века после слияния Московско-Курской железной дороги с Московско-Нижегородской и Муромской. Причем в 1896 году здесь открылось под одной крышей сразу два вокзала — Курский и Нижегородский, который раньше находился немного в стороне. Его старое здание было снесено в 50-х годах прошлого века. Пятьдесят лет назад Курский вокзал перенес реконструкцию, а сейчас часть поездов дальнего следования постепенно переводится отсюда на отправление с самого нового вокзала Москвы — Восточного, расположенного в Черкизово.
До 2014 года поезда с Курского вокзала и в Курском направлении шли в центральную и восточную части Украины, в Крым, через Харьков на Ростов-на-Дону. Сегодня большинство поездов идет на Курск, Орел и Белгород. Электропоезда следуют до подмосковных станций Подольск, Царицыно, Львовский, Чехов. Серпухов, Тарусская и до Тулы. По Горьковской ветке поезда направляются в Нижний Новгород, а электрички до Реутово, Балашихи, Железнодорожного, Фрязево, Ногинска, Захарово, Электрогорска, Крутого, Петушков и Владимира.
Ленинградский вокзал столицы к Московской железной дороге административно не относится, а принадлежит Октябрьской железной дороге. Именно сюда прибыл первый поезд в столицу — из Санкт-Петербурга. Это случилось 3 августа 1851 года и с этого дня работает вокзал. Первых четыре года своей истории он назывался Петербургским, а в 1855 году был переименован в честь еще одного царя — в Николаевский. В 1924 году самодержавное название сменили на «Октябрьский», в 1937 году вокзал стал Ленинградским. Электропоезда здесь отправляются до станций Крюково (Зеленоград), Подсолнечная (Солнечногорск), Клин, Конаково и Тверь. Поезда дальнего следования еще недавно ходили в Хельсинки и Таллинн, сегодня следуют до Санкт-Петербурга, Новгорода, Пскова, Мурманска и Петрозаводска.
В 1900 году был построен Павелецкий вокзал для обслуживания Рязанско-Уральской железной дороги, которая в то время была крупнейшей в России, но выхода на Москву еще не имела. На частные деньги был построен участок Москва — Павелец и теперь центр России получал связь сразу с 12-ю губерниями. Вокзал сразу назывался Павелецким, но в 1911 году его переименовали в Саратовский. Изначальное название вернулось ему в советскую эпоху, а к 1987 году здание было капитально обновлено. Отсюда уходят электропоезда на Михнево, Домодедово, Каширу, Узуново, Ожерелье, Барыбино и Ступино. Поезда дальнего следования доставляют пассажиров в Среднюю Азию, на Кавказ, в Казахстан, в поволжские города, а также в Липецк, Тамбов и Воронеж.
В 1901 году в Москве открылся Виндавский вокзал (Виндава — старое название Вентспилса в Латвии), который мы теперь знаем как Рижский. Но и это название он получил не сразу. В 1930 году Виндавский был переименован в Балтийский, несколько лет спустя — в Ржевский и только в 1948 году стал Рижским. Сейчас вокзал закрылся для пассажиров в связи со строительством нового транспортно-пересадочного узла и капитальным ремонтом здания. Еще до закрытия с Рижского вокзала перестали отправляться поезда дальнего следования до Великих Лук и Пскова, которые теперь уходят с Белорусского вокзала, а поезд Москва — Рига перестал курсировать еще в начале пандемии. Вокзал обслуживал только пригородные маршруты на Муравьево, Нахабино, Дедовск, Истру, Румянцево, Волоколамск и Шаховскую. Сейчас движение реорганизовано на полгода с 1 марта и часть электричек отправляются с других вокзалов.
В 1902 году стал действующим Савеловский вокзал под названием Бутырский. Ветку от Москвы до Савелова захотел построить промышленник Савва Морозов, вложивший немало средств в проект. Но в 1900 году Мамонтов обанкротился и был обвинен в растратах. Недостроенная дорога перешла в собственность государства и работы были возобновлены. В 1912 году вокзал переименовали в Савеловский. В конце прошлого века отсюда перестали отправляться поезда дальнего следования. Их и было то немного. Маршрут до Витебского вокзала Санкт-Петербурга отменили, а поезда до Сонково и Рыбинска перенесли на Белорусский вокзал. Теперь с Савеловского отправляются только электропоезда до Савелово (Кимры) и до Дубны. Еще часть электричек уходит отсюда на смоленское направление.
Самая большая нагрузка лежит на Ярославском вокзале. Он открылся в 1862 году как Троицкий вокзал, в 1870 году стал Ярославским, в 1922 году — Северным и в 1955 году к нему вернулось нынешнее наименование. Именно отсюда начинается великая Транссибирская магистраль до Владивостока протяженностью 9 302 километра. Она связана с Пекином, Улан-Батором, Пхеньяном. С вокзала уходят поезда на восток и север России, а также электрички до Пушкино, Софрино, Сергиева Посада, Красноармейска, Фрязино, Александрова, Болшево (Королев), Щелково, Фрязево и Монино.
Так что все железнодорожные вокзалы и направления не раз претерпели преобразования. Но таковых уже давно не было и можно говорить более чем о полувековой стабильности. Да и Киевское направление с Киевским вокзалом пока никто официально не переименовывал...