Образование

Необходимо получать профессионалов на рынке труда

Заявила зампред Правительства МО Екатерина Зиновьева

Фото: личный архив Екатерины Зиновьевой

Работодатели как никто заинтересованы в качественных изменениях системы образования и поисках решений по ее изменению. Им нужны студенты с навыком принятия решений, ответственные и имеющие практический опыт. Из опыта лучших университетов известно – больше всего формированию такого профиля специалиста содействует внедрение в вузе ИОТ (индивидуальных образовательных траекторий). Такими данными в преддверии Второго Всероссийского ИОТ-слёта, который пройдет в Москве 1-2 июня, поделился мониторингово-экспертный центр «Группа 32».

С 2020 года в России особое внимание уделяется «пересборке» системы высшего образования и повышению конкурентоспособности вузов. Ситуация с выходом России из Болонской системы вновь актуализировала эту тему. Вузы заявляют, что хотят меняться, чтобы готовить не просто студента, а личность, способную добиться успеха в условиях неопределенности, для чего внедряют ИОТ (индивидуальные образовательные траектории студента от поступления до окончания вуза).

ИОТ дает возможность студенту, начиная с первого курса, помимо базовых общих дисциплин («мейджоры») самостоятельно выбирать дополнительные курсы, элективы («майноры»). Уже есть отечественные цифровые платформы для поддержки реализации ИОТ, они помогают проводить массовые выборные кампании, качественно организовывать гибкое расписание, поддерживать проектные активности и видеть траекторию студента «в моменте».  Обучающиеся по ИОТ студенты лучше развивают навыки self skills, самостоятельность, самоорганизацию, умение делать важный выбор, склонны брать на себя ответственность. Профиль компетенций «индивидуальной сборки» делает таких студентов более востребованными и конкурентоспособными на рынке труда.

В России амбассадором внедрения ИОТ является ИОТ-университет — образовательная структура, созданная при поддержке ИОТ-консорциума вузов (научный руководитель проекта Андрей Волков).

Опрос выяснил: у работодателей много претензий к их недостаточному практическому опыту, неумению принимать решения и отвечать за них, отсутствию навыков работы в команде и недостаточной широте компетенций. Также работодатели считают, что университетам важно становиться более гибкими и практико-ориентированными, шире внедрять индивидуализацию.

На примере последних 5–7 лет участники исследования заявляют, что знания и компетенции выпускников вузов довольно средние (58,8 %) либо низкие (29,4 %), указывают на средний уровень soft skills (44,1 %) и дефицит практического опыта (совокупно 86,8 %).

Молодым специалистам не хватает опыта практической работы – 61,2 %, ответственности – 53,7 %, опыта работы в команде – 53, 7%, знаний в профессиональной области и опыта работы в команде – 50,7 %, опыта принятия решений – 50,7 %, а также знаний в смежных областях – 35,8 %. Особо работодатели отметили неумение самостоятельно искать информацию, принимать решения, недостаточные коммуникационные навыки и нехватка стратегического мышления.

Работодатели хотели бы видеть высшую школу иной: это возможность проектной работы над реальными задачами компаний – 77,9 %, гибкий учебный план с возможностью свободного выбора курсов – 44,1 % и даже изменения образовательной траектории – 44,1 %, работа в проектах над учебными задачами — 26,5 %, не против жесткого учебного плана всего лишь 16,2 % опрошенных.

И у работодателей есть аргументы: мир становится практичным, надо учиться тому, что реально пригодится; изменение траектории соответствует изменениям технологий и рынка труда; формирует конкурентоспособность и дает практические навыки; быстрая смена задач и приоритетов во всех сферах реальной экономики требует оперативно менять планы обучения, такой формат позволяет это сделать без ущерба базовым знаниям; дифференцированное понимание профессиональных ролей требует сочетания компетенций.

Для многих работодателей оказалось новостью, что в некоторых вузах России уже внедряют ИОТ. На такую новость большинство среагировало положительно., ниже – цитаты из ответов:

«Большинство молодых специалистов, которых берем, страдают одним — непониманием, зачем надо много работать, и отсутствием ответственности. За работу, за свое профразвитие. Они приходят в компанию с посылом «мне все должны»: зарплату, хороший коллектив, доброго (нетребовательного) начальника, обучение. В Москве ситуация хуже в разы, чем в регионах. Люди идут после школы в институт, потому что так принято (+ армия для мальчиков). Учатся без мотивации, непонимания чему и зачем, потом точно также на работу приходят без понимания зачем и для чего».

«Наличие у выпускников опыта реализации задач в компаниях позволит им претендовать на более привлекательные вакансии, быстрее двигаться по карьерной лестнице, быть более эффективными самим и помогать становиться более эффективной компании-работодателю».

«Это придаст осознанности в выборе профессии. Чем больше багаж компетенций, тем больше уверенности в принятии решений. Широкий взгляд на проблему, помогает видеть множество решений и делать выбор в пользу наиболее эффективного».

«Это необходимо и неизбежно. Без этого высшая школа постепенно умрет. Уже сейчас быстрое получение компетенций более востребовано, чем вышка».

«Если студенты будут знать свою цель, то такой подход однозначно поможет им быстрее получить нужные знания».

Свою оценку результатам опроса дали видные эксперты.

Тахир Базаров, доктор психологических наук, профессор МГУ: «Интересные, но ожидаемые (для профессора МГУ) данные. Что нужно сделать? Реализовать модель 3-х К. Вуз озабочен квалификацией, работодатель — компетенциями (решением своих задач), а студент — собственной компетентностью и капитализацией. Вузам не понять работодателей до тех пор, пока они не начнут делать вместе со студентами реальные проекты, интересные государству и бизнесу. Пока не появится поколение нового типа преподавателей, которые способны создавать проектные команды и соединять научные знания с решением практических задач. Пока университеты не превратятся в лаборатории новых форм управления, а предприятия с их помощью не станут лабораториями по выращиванию новых профессионалов и способностей. Что касается ИОТ, на мой взгляд, это очень сложно сделать с нынешним профессорско-преподавательским составом. Но начинать надо. Есть варианты, как это можно сделать. Но нужны обсуждения. Одной цифровизацией здесь не обойтись. Оцифрованный бардак все равно бардак».

Екатерина Зиновьева, заместитель председателя Правительства Московской области — министр инвестиций, промышленности и науки: «За 5 лет подготовить 1 миллион специалистов для промышленности — эта непростая кадровая задача была поставлена президентом Владимиром Путиным еще в феврале текущего года. Ее масштабность объяснить легко. Во-первых, нынешний кадровый кризис сформировался не за один день. Во-вторых, сейчас мы переживаем достаточно крутой, но стратегически важный виток в развитии экономики и промышленного сектора. А такие стремительные трансформации требуют ресурсов, в том числе кадровых. Есть и другие факторы. Например, разрыв между вузовской «теорией» и реальной работой на предприятии, отсутствие тесного взаимодействия между вузом и условным заводом, когда первый не до конца понимает, специалистов с какими компетенциями хочет видеть второй. Здесь и нынешняя слабость института наставничества, и элементы нового времени, например, спрос на профессионалов-универсалов. Ведь сейчас даже на производствах, и об этом мне промышленники говорили не один раз, хотят видеть универсальных специалистов, имеющих серьёзные знания и в основной профессиональной, и в смежных сферах. Поэтому я бы добавила больше практики в вузах, взаимодействия с предприятиями, командной работы над проектами для студентов, а также возможность изменить получаемую специальность, так как многие выпускники школ не сразу понимают, с какой именно профессией хотели бы связать свою жизнь. Как раз этим задачам отвечает внедряемая сегодня модель индивидуальных образовательных траекторий, и я считаю, что такой подход позволит нам получать самостоятельных, осознанных профессионалов, которые станут востребованными на рынке труда».

Илья Дубинский, директор CUSTIS по образовательным продуктам и технологиям:  «Работодатели хотят, чтобы работники были максимально подготовлены к эффективной деятельности в их компании на ролях, на которые их наняли — с первого дня работы. Современный российский образовательный подход, на мой взгляд, маскируется под социальную эффективность (ФГОСы, карты компетенций и прочее), но на самом деле остается на 95+% академическим по всем основным критериям. Этот разрыв опрос и подсветил. ИОТ как способ организации образовательной логистики, конечно, больше нужен для эффективного применения «новых» образовательных философий, но также полезен и в применении академической философии, что, собственно, и делается в большинстве случаев, не приводя к желаемым работодателями изменениям, за исключением тех редких случаев, когда учащиеся и работодатели действительно имеют реальный вес в определении того, чему и как учить. Правда в этих случаях возникает проблема того, что учащиеся и работодатели, не являясь профессионалами в обучении, и хорошо понимая «зачем», делают ошибки в «чему» и «как»... Но это уже другая история».

Ошибка загрузки