Незаконная «ларечная» торговля процветает в Петербурге под покровительством КИО Кулакова
Сама проблема «торговли с лотка» уже давно является головной болью для Северной столицы, особенно ярко она проявляется в весенне-летний период
Комитет имущественных отношений (КИО) под руководством Леонида Кулакова игнорирует наличие в Петербурге нелегальных торговых точек. На государственном портале Смольного регулярно появляются жалобы, однако вялая реакция чиновников вызывает серьезные вопросы, связанные с коррупционным фактором.
Мы изучили портал «Наш Санкт-Петербург» на предмет незаконных торговых точек. Выяснилось, что всего зарегистрировано более 700 жалоб. Сама проблема «торговли с лотка» уже давно является головной болью для Северной столицы, особенно ярко она проявляется в весенне-летний период. По состоянию на 31 мая количество сообщений петербуржцев о реализации товаров в местах и объектах, непредназначенных для торговли, насчитывало 703.
Для поиска жалоб мы применяли ключевые запросы: «Незаконная реализация товаров с торгового оборудования» (прилавки, ящики) или «Незаконное размещение нестационарного объекта на земельном участке» (НТО).
Характерные примеры жалоб: один из объектов находится в Приморском районе на Туристской улице. Неравнодушный петербуржец сообщил, что «предприниматель» занял участок незаконно.
Еще одна точка находится в муниципальном округе Коломяги. В обращении к властям горожане отмечают, что на участке, согласно информации РГИС, разрешена торговля бахчевыми культурами или организация елочных базаров. Однако на данный момент установлен НТО, который торгует фруктами и овощами. Петербуржцы просят администрацию принять меры.
Похожая «лавка» находится в Выборгском районе (муниципальный округ Сосновское). «Бизнесмен» занимается продажей корюшки без необходимых на это разрешений.
Как правило, после поступления жалобы на портал «Наш Санкт-Петербург» она переадресуется в КИО как ответственный орган за использование городских территорий. Непосредственно проверку проводит подведомственный комитету «Центр повышения эффективности использования государственного имущества», который выступает в качестве надзорного ведомства, и в случае подтверждения нарушения занимается последующим его устранением.
Если инцидент подтверждается, незаконная «ларечная» точка подлежит демонтажу. Однако в большинстве случаев до демонтажа дело не доходит: сотрудники подведомственной КИО структуры отчитываются о якобы отсутствии НТО, прикрепляя фотографию пустующего участка, и заявка закрывается.
Показательным примером внезапного «побега» годами работающего на одном и том же месте объекта можно назвать ситуацию, которая возникла после жалобы петербуржца от 23 мая. Согласно приведенной им информации, на улице Типанова была расположена нелегальная торговая точка. Спустя три дня после появления жалобы представитель комитета Кулакова сообщил, что проблема якобы была решена. В ответе координатора указано, что павильон на месте проверяющие органы не обнаружили.
Не менее вопиющая ситуация произошла с жалобой на овощной «ларек», замеченный в Невском районе (муниципальный округ Оккервиль). 27 апреля петербуржец сообщил, что на участке расположился НТО, в котором, согласно фотофиксации, занимаются нелегальной торговлей. Как отметил автор обращения, объект размещен на участке с нарушениями. Помимо отсутствия разрешения на размещение и ряда прочих причин горожане отмечают, что такие ларьки «душат» честный малый и средний бизнес. Ведь подобные торговые точки не платят никаких налогов, продукция не проходит проверку, права потребителей никто не защищает.
30 мая от КИО пришел следующий ответ: «Из материалов фотофиксации, проведенной в ходе обследования вышеуказанного земельного участка, следует, что на Объектах предпринимательская деятельность не осуществляется». Это позволяет констатировать, что комитет Смольного «не видит» зафиксированного на камеру факта нарушения.
Такой подход к решению проблемы с НТО вызывает серьезные вопросы к ведомству. Про таинственное «исчезновение» ларьков ранее рассказывала «Фонтанка». По информации журналистов, многие торговые объекты исчезали со своих мест лишь в период проведения проверки, либо релоцировались. Так, чтобы создать видимость борьбы с нелегальными «ларьками», их владельцев предупреждают об «опасности», после чего они временно покидают «насиженное» место. Представители комитета являются в заранее «оговоренное время», фиксируют «пустой» участок, после чего публикуют отчет.
Все это указывает на наличие интересантов в ведомстве, которые предупреждают нелегальных предпринимателей о проверках. Затем в отчете будет указано, что НТО на месте не обнаружен. Очевидно, эта традиция сохранилась и с приходом Кулакова в Комитет имущественных отношений.
В СМИ неоднократно отмечали ряд скандалов, связанных с задержанием подконтрольных Кулакову чиновников на фоне «уголовных дел», а также незаконным сносом исторических построек. Коррупция — системное явление. Эксперты убеждены, что зачастую модели получения взяток в государственных структурах встраиваются в вертикаль власти. В большинстве случаев руководство знает о происходящих процессах или даже в них участвует, становясь при этом «выгодоприобретателем». Не исключено, что именно Кулаков, будучи выходцем из называемой в СМИ «курортной мафии» и пользуясь расположением в Смольном, обрел дополнительный источник дохода.