Технологии

Обзор комплекса инструментов и мероприятий по БДД в МО

«Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели за них наказывать» – данный афоризм приписывают Екатерине II.

Фото: Андрей Никеричев / АГН "Москва"

Светлана Заболоцкая, генеральный директор Региональной общественной организации «Союз безопасности дорожного движения», подготовила обзор комплекса инструментов и мероприятий по БДД в Московской области.

«Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели за них наказывать» –  данный афоризм приписывают Екатерине II.

То же самое можно сказать и про нарушения правил дорожного движения. Давайте рассмотрим, насколько важна роль профилактики подобных нарушений для безопасности дорожного движения и какие ее методы сегодня используются.

К началу XX века во всем мире было около шести тысяч автомобилей, в настоящее время мировой автомобильный парк насчитывает свыше 520 млн единиц (из них примерно 75 % –  легковые автомобили). По данным статистики ООН, ежегодно от автомобильных аварий во всех странах погибает около 300 тыс. человек и около 10 млн получают телесные повреждения.

Термин «дорожное движение» охватывает всю сложную динамическую систему, которая образуется на дороге взаимодействием участников движения: пешеходами, велосипедистами, мотоциклистами, водителями автомобилей –  профессионалами и любителями.

В России реализуется национальный проект «Безопасные и качественные дороги», благодаря которому дорожная инфраструктура улучшается, становится безопаснее. Активно используются инновационные методы.

Естественно, безопасность дорожного движения зависит и от обученности, дисциплинированности и правильности поведения всех участников движения, а не только представляющих автомобильный транспорт. В этом заключается одна из основных причин сложности обеспечения безопасности движения как на самом автомобильном транспорте, так и в дорожном движении в целом. Это обстоятельство можно характеризовать как недостаточную изоляцию автомобильного движения от окружающей среды.

Обучение водителей – главный вопрос обеспечения безопасности дорожного движения: постановка учебного процесса, его продолжительность, учебные площадки и т.д. Обучением водителей, как известно, занимаются автошколы, специальные профильные училища, вузы и т.д. Но приходят туда граждане уже вполне сформировавшимися как личности, со своими установками по поводу отношения к риску, к закону, к алкоголю, к окружающим людям, предметам, ситуациям, в целом. К сожалению, программа автошкол не в состоянии учитывать личностные особенности курсанта. И это –  счастье, если автошкола была выбрана правильно и начинающий автомобилист имеет дело с настоящими знатоками предмета, такие, безусловно, есть, хотя и «на вес золота». Обучая вождению и теории, такие преподаватели либо мастера производственного обучения уделяют внимание не только экзаменационным вопросам, но и тому, что поможет курсантам «в бою». Например, как определиться с габаритами ТС, как не попасть в аквапланирование, как держать дистанцию, как научиться заполнять извещение к европротоколу, как безопасно оформить ДТП и т.д.

В целом, обучение БДД носит характер преемственности. Обучение основам и навыкам безопасности проводится непрерывно, начиная с дошкольного возраста.

Дошкольники и дети младшего школьного возраста наиболее часто попадают в дорожно-транспортные происшествия в силу своего психофизиологического развития. Это связано с особенностями их высшей нервной системы. Потребность детей в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление играть в любых ситуациях, неумение быстро оценить обстановку или принять правильное решение, недостаточные знания об источниках повышенной опасности, быстрое возникновение и такое же быстрое разрушение рефлексов могут привести к печальным последствиям.

Анализ причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием детей, показывает, что виновными в этом являются водители, взрослые, которые не держат детей за руку или сами нарушают правила дорожного движения, и сами дети. Находясь на проезжей части или играя на ней, дошкольники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП.

Дошкольники попадают в ДТП в основном из-за несформированности у них координации движений, неразвитости бокового зрения, неумения сопоставить скорость и расстояние, отсутствие навыков ориентации в пространстве, в том числе ориентации, связанной с одеждой (капюшон, тугой шарф, шапка и т.д.), и из-за других причин.

 Существует целая армия людей, которым небезразличны вопросы безопасности дорожного движения.

Здесь и органы власти, и структуры МВД (ГИБДД), и педагоги, и общественность. Так, например, в этом году отряды юных инспекторов движения (ЮИД) празднуют свое 50-летие! Команда Московской области на всероссийском этапе конкурса «Безопасное колесо» в Калуге уверенно вошла в 10-ку, заняв почетное 7-ое место из 84 участников.

Раньше в ЮИД вступали только будущие инспекторы ГИБДД, а сейчас, в соответствии с современными реалиями и появлением новых медиа, юидовцы стали еще и корреспондентами, режиссерами, актерами, которые, пользуясь современными технологиями, доносят до людей информацию о правилах безопасного дорожного движения.   

Совсем недавно в Московской области прошел фестиваль «Марафон творческих программ по пропаганде безопасного поведения детей на дорогах» среди обучающихся общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования в Московской области в 2022 году. Это был настоящий праздник творчества: формат проведения –  что-то среднее между стенд-ап, мюзиклом и старой забытой агитбригадой. Что это как ни пропаганда ПДД?

Огромная роль в обучении граждан – маленьких и больших –  безопасному поведению на дорогах принадлежит Госавтоинспекции.  Проведение социальных кампаний «Засветись», «Стоп гаджет» и других стало одним из эффективных инструментов привлечения внимания общества к основным факторам риска в дорожном движении и их профилактике.

В области работают более 50 детских автогородков, в которых дети в увлекательной наглядной форме знакомятся с правилами дорожного движения. Начинать воспитывать культуру поведения на дороге следует не тогда, когда человек решит получить права, а с юных лет, когда закладываются все базовые установки личности.

РОО СБДД также является важным участником процесса профилактики нарушений ПДД. Нами разработаны и проводятся интересные занятия с детьми, на которых в игровой форме рассказываем и учим маленьких участников дорожного движения беречь свою жизнь на дороге. Активно участвуем в съемках мультфильмов, роликов на тему ПДД, в том числе привлекая к этому процессу детей и взрослых, потому что через сопричастность можно эффективнее выработать познавательный интерес к теме.

Обеспечивать соблюдение правил дорожного движения и повышать уровень безопасности помогают современные технические средства – комплексы фотовидеофиксации нарушений ПДД. Так, на основании показателей аварийности на каждом конкретном участке ГИБДД и транспортные власти регионов принимают решения о местах установки камер. Прежде всего их применяют в очагах аварийности и на аварийно-опасных участках. Недавно Минтранс Московской области сообщал, что в Подмосковье еще три участка концентрации большого числа ДТП, выявленных в результате анализа аварийности в 2021 году, удалось «обезвредить» с помощью комплексов ФВФ.

«Установили комплексы фотовидеофиксации на участках федеральных трасс А-108 и М-5 «Урал», а также на региональной дороге «Коломна – Малино». В прошлом году на этих аварийных участках зафиксировано 11 аварий, в которых погибли 4 человека, 18 человек получили ранения различной степени тяжести. По прошествии нескольких месяцев с момента оборудования участков комплексами мы отметили, что это положительно повлияло на культуру вождения и дисциплинированность водителей. В результате количество нарушений ПДД на данных участках дорог в общей сложности снизилось на 40%, а аварийность полностью отсутствует», – пояснил министр транспорта Подмосковья Алексей Гержик.

Это показывает, что сегодня подход к решению проблемы смертности в результате дорожно-транспортных происшествий обрел комплексный характер. К примеру, в Московской области еженедельно в ходе заседания рабочей группы, состоящей из руководящего состава ГИБДД региона и транспортных властей, проводится разбор и анализ ДТП с погибшими. В ходе обсуждений разрабатываются меры по предотвращению повторных аварий на рассматриваемых участках, а также принимаются решения об установке комплексов фотовидеофиксации. Стоит отметить, что камеры ФВФ признаются одним из самых эффективных способов снижения аварийности и смертности в ДТП. Это отмечал и глава российской Госавтоинспекции Михаил Черников – «в местах установки комплексов количество дорожных происшествий и тяжесть их последствий заметно снижается. Ежегодно благодаря камерам ликвидируется до 1,5 тысячи аварийно опасных участков».

Комплексы фотовидеофиксации применяются на дорогах не только для контроля за соблюдением ПДД. Сегодня они помогают оптимизировать дорожное движение. Также все комплексы фотовидеофиксации подключены к единой федеральной системе МВД «Паутина», которая аккумулирует и обрабатывает данные, поступающие с них. Система предназначена для фиксации нарушений ПДД, в ней же предусмотрена их дедубликация, также система применяется для раскрытия преступлений, связанных с угоном автомобилей и поиском автовладельцев, скрывшихся с мест ДТП.

Таким образом, вопрос обеспечения безопасности дорожного движения носит комплексный, межведомственный и межотраслевой характер и напрямую зависит от уровня сознательности и законопослушности граждан.

Ошибка загрузки