Транспорт

Почему автомобили в России растут в цене – эксперт

Дорожают как отечественные машины, так «иностранцы», и каждая вторая в стране приобретается в кредит

Фото: Илья Тушев / "Вести Подмосковья"

Глядя на динамику цен на легковые автомобили – в прошлом году выросли на 24,3%, а на иномарки почти на 40%, невольно приходит мысль, что россияне скоро будут ездить на подержанных авто или ниже классом, чем сегодняшние, которые будут хватать как горячие пирожки. В чем причина такого подорожания и что будет с российским авторынком в перспективе, разбирались журналисты kp.ru.

В следующем году, заявили изданию в ассоциации «Российские автомобильные дилеры», рост цен на приличные «легковушки» будет еще ощутимее и составит 30%. В августе на фоне повышения утилизационного сбора и падения рубля цены на некоторые модели выросли на 20%, и это не предел, говорят продавцы: товар будет лишь дорожать как минимум до начала зимы.

По мнению генерального директора ГК «АвтоСпецЦентр» Андрея Терлюкевича, до конца года повышение цен на автомобили ожидается в среднем в районе 10–20% в зависимости от сегмента.

Первостепенной причиной удорожания легкового транспорта является увеличенная в августе ставка утилизационного сбора (предоплата за последующую утилизацию автомобиля). Этот сбор обязателен для всех автомобилистов – преференции на выплату в виде компенсаций по госсубсидиям – у отечественных производителей, у владельцев «иностранцев» их нет. Получается, это дополнительная заградительная пошлина для импортных конкурентов. И это дополнительно от 33 до 755 тысяч рублей в зависимости от объема двигателя. Для авто с объемом 1–3 л утилизационный сбор с учетом удорожания составит 122–562 тысячи рублей. При этом с августа физлица, сбывающие машину менее, чем через год после ее ввоза в Россию, должны выплачивать такой же повышенный сбор, как и организации. Прежде они были освобождены от этой выплаты и неплохо зарабатывали на перегонке машин из-за границы, теперь это стало невыгодным.

Другой причиной стремительного роста цен на автомобили является ослабление рубля. За август он подешевел на 5%, а с начала лета – на все 20%. В результате подорожали не только импортные машины, но и отечественные, так как в них есть импортные комплектующие. По этой же причине подорожает весь параллельный автоимпорт, в основном «немцы» – здесь роль играет подорожавшая из-за падения курса рубля логистика. Машины, которые официально продаются в России, подросли в цене на 1,2–14,3%. 

Меньше всего подорожали отечественные авто: «Лады» на 1,2–5,3%, «УАЗы» вообще не подорожали, «Москвич» подорожал на целых 10,1–11,4%, так как в нем больше импортных деталей, чем у вазовских моделей. Но больше других в цене выросли китайские Great Wall: на 13,3–14,3%.

При этом многие эксперты сходятся во мнении, что подорожание может стать еще более ощутимым из-за принятых США 14 сентября дополнительных санкций в отношении отечественных автоконцернов – АвтоВАЗ, ГАЗ, «Москвич» и Sollers, которые могут усложнить их партнерство с китайскими автопроизводителями. Так что в этом счете меньше всего подвержены подорожанию отечественные марки с большим количеством российских комплектующих – в частности, «УАЗ» и «ВАЗ», на которых не сказывается ни курс рубля, ни утилизационный сбор.

Удорожание, однако, как ни странно, никак не отразилось на покупательском спросе, отмечают специалисты. Так, только за один август текущего года в России было продано почти 110 тысяч новых автомобилей – на 14,7% больше, чем в июле, и в 2,6 раза – чем в августе прошлого года. В сентябре наблюдался небольшой спад покупательского интереса, но рост продаж все равно сохранялся.
Всего по итогам года, предсказывает в связи с этим Андрей Терлюкевич, в стране будет продано порядка 1 млн машин – на четверть больше, чем в прошлом году. Примерно каждая вторая машина будет приобретена в кредит, добавляет эксперт.

Ошибка загрузки