Почему важно пристёгиваться в автомобиле?
В 50% ДТП использование ремня спасает от гибели людей на переднем сиденье, а в 25% — на заднем
В 50% ДТП ремень спасает от гибели людей на переднем сиденье, а в 25% — на заднем, отмечает пресс-служба ГУ МВД России по г. Москве со ссылкой на данные ВОЗ. Однако многие продолжают ездить с непристёгнутым ремнём. Издание «Вести Подмосковья» изучило популярные мифы и реальные факты о важности ремня безопасности а автомобиле.
Статистика
По статистике, которую приводит журнал «За рулем», использование ремня снижает вероятность смерти в ДТП с фронтальным ударом в 2-3 раза, в 1,8 раза — при боковом ударе, и в 5 раз при опрокидывании автомобиля. Интересно, что непристегнутые пассажиры заднего ряда представляют большую опасность для переднего пассажира и водителя. Почти 80% передних пассажиров могли бы выжить, если бы пассажиры сзади пристегнулись.
Правила дорожного движения
В правилах дорожного движения прямо указано, что водитель ТС при движении должен быть пристегнутым сам и не должен перевозить непристегнутых пассажиров. Отдельно указано, что транспорт должен быть оборудован ремнями безопасности. Резюмируя — водитель должен проследить, чтобы все пассажиры пристегнулись, а также пристегнуться сам.
Однако если ремней по конструкции с завода нет, то и пристегиваться соответственно не нужно. Это относится к некоторому ретро-транспорту, однако чаще всего ремни присутствуют. Кроме того, если последние предусмотрены с завода, но по какой-то причине отсутствуют в вашем ТС, то это можно расценить как неисправность, при которой эксплуатация автомобиля запрещена. За езду на таком транспорте инспектор может выдать штраф 500 рублей или предупреждение.
Штраф водителю за непристегнутый ремень в данный момент составляет 1000 рублей. Пассажиру также вменяют в обязанности обязательно пристегиваться в любом транспорте, где имеются ремни. Если не пристегнулся пассажир, то 1000 рублей штрафа выпишут на водителя, а также 500 рублей на пассажира. Отметим, что размер штрафа для водителя не зависит от количества непристегнутых пассажиров. Даже если в салоне никто не пристегнут кроме водителя, ему все равно выпишут 1000 рублей штрафа и ещё по 500 рублей каждому пассажиру. Однако инспектор вправе выписать пассажиру предупреждение вместо штрафа.
Популярные мифы и малоизвестные факты
Многие считают, что им принадлежит право не пристегиваться. Мол, водитель имеет право делать что угодно у себя в автомобиле. Однако существуют Правила дорожного движения, которым каждый участник движения обязан подчиняться. Некоторые оправдываются тем, что ремень неудобный. Однако у тех, кто с детства пристегивается, дискомфорта нет — это лишь дело привычки, если речь идёт не о действительно неудобной конструкции ремня. Пассажиры сзади считают, что пристегиваться сзади не нужно. Последнее — миф. Именно непристегнутые пассажиры (даже ребенок) могут убить пристегнутого водителя.
Рассмотрим некоторые популярные мифы. Первый — что на небольшой скорости, якобы, пристегиваться не нужно. Обращаясь к правилам видим, что эту обязанность нужно соблюдать при любом движении автомобиля. На скорости 20 км/ч погибнуть в ДТП сложно, но травмы можно получить серьезные. А что будет с водителем и пассажирами, если в них влетит лихач на скорости 60 км/ч? Об этом многие не задумываются. При столкновении вес человека увеличивается и удержаться без ремня безопасности практически невозможно, поэтому водители и пассажиры разбивают головой лобовое стекло или вообще вылетают из него.
Некоторые могут привести в пример из жизни или новостей, мол, «вот я знаю человека, который не пристегивался и успел выпрыгнуть из автомобиля в момент аварии, а из-за ремня бы он погиб». Однако это типичная «ошибка выжившего». Подобных случаев — единицы и они скорее исключение из правил. Большинство же в подобных ситуациях с непристегнутым ремнем погибают, просто про это не принято говорить, т.к. к этому все привыкли, а случай с чудесным спасением интересует всех больше.
Не отходя далеко разберем миф, что якобы вылететь из автомобиля лучше, чем попасть в искореженный металл. Некоторый шанс выжить при таком стечении событий есть, однако непристегнутые пассажир и водитель могут получить травмы об удар о элементы салона, поэтому уже будет не важно, остались ли они в салоне, или вылетели на улицу. Бывало, что пассажир вылетал из салона своего автомобиля и попадал в салон другого во время лобового удара. Очевидно, что выжить в таком ДТП шансов почти никаких. Кроме того, современные лобовые стекла делают достаточно прочными.
Существует миф, что пассажир может удержать ребенка на руках при столкновении. Однако, как уже сказано выше, вес малыша при торможении увеличится во много раз. Чем выше скорость — тем больше на ребенка будет воздействовать сила, поэтому удержать его будет просто невозможно.
Некоторые считают, что при езде по двору или на небольшие расстояния не нужно пристегиваться. Однако большинство ДТП происходят как раз в таких местах. Дворы это не менее опасное место чем трасса, ведь в первом из-за любых кустов, деревьев или стоящих автомобилей может выбежать ребенок или выйти мама с коляской. Даже при такой небольшой скорости, как отмечалось выше, можно получить серьезные травмы.
Интересен миф, что самое безопасное место для пассажира — за водителем. Однако это работает только тогда, когда он пристегнут (и пассажир и водитель). В ином случае у пассажира есть все шансы своим весом убить водителя, либо вылететь через лобовое окно.
Миф для владельцев современных автомобилей. Якобы если в машине есть подушки безопасности, то пристегиваться не нужно. Однако удар подушкой по лицу сравним с ударом профессионального боксера. Ремень позволяет задержать падение человека на подушку. Оба элемента безопасности проектируются вместе, поэтому подушка — дополнительное средство для безопасности.
Касаемо неудобства ремня некоторые знают факт, что ремень безопасности может травмировать человека при аварии. Действительно, в ходе резкого торможения у человека есть шанс сломать шейную часть позвоночника, так как тело по инерции продолжает двигаться вперед после столкновения. Однако по сравнению с теми травмами (чаще — смертельными), от которых ремень оберегает, этот факт не считается значительным.
Ещё немного статистики
В 2020 году МВД России приводило статистику, по которой в период с 2016 по 2019 гг. количество ДТП с непристегнутыми ремнями сократилось на 15%. Кроме того, водители стали в 2 раза чаще пристегиваться. Так, в 2016 году 40% погибших водителей были непристегнутыми, а в 2019 их стало 19%.
В этом году в Подмосковье в тестовом формате начали работать камеры, фиксирующее водителей с непристёгнутым ремнем. Подобные камеры уже опробовали в столице. Нарушившие ПДД водители уже получают штрафы.
Стоит отдельно отметить и вопрос покупки кресла для ребенка. Попытка сэкономить на здоровье своего чада приводит к печальным последствиям. Только в 2015 году произошло 19.549 ДТП с участием детей, в которых 737 детей погибли и 20.928 получили ранения. Некоторые родители вместо детского кресла покупают так называемые «треугольники» или направляющие лямки. Однако как сообщало РБК со ссылкой на Роскачество, подобные устройства небезопасны и могут привести к ещё большим повреждениям ребенка при жесткой остановке машины.