Почему закрыта граница с Беларусью?
Что стало причиной ужесточения мер пропуска: коронавирус, задержание в Минске 33 «российских боевиков» или что-то еще?
Отношения с братской республикой у нас развиваются, как правило, в режиме «лайт». Мы и белорусы крепко дружим, ездим друг к другу в гости, на отдых и по бизнесу. Периодические нелицеприятные реплики белорусского президента в адрес нашей страны, мы, как правило, воспринимаем с иронией. И ограничиваемся разве что мягкими, политкорректными заявлениями МИД РФ или пресс-службы главы государства.
Ну, куда белорусы без нас? Да и нам, россиянам, пожалуй, не прожить без мясомолочной продукции наших соседей. Не говоря уже о безопасности: ведь, как ни крути, а Беларусь – это буферное государство между Россией и вечно враждебной нам Западной Европой. Беларусь – стратегический партнер. И точка!
Поэтому любой разлад в политических и экономических отношениях всегда больно сказывается на экономике обеих стран, на простых гражданах. Но, как бы там ни было, а Беларусь, есть основания полагать, не сильно стремится к интеграции со своей «старшей сестрой», памятуя о своей экономической, политической и территориальной независимости.
Достаточно вспомнить, что в 2018 году Беларусь приняла решение о безвизовом въезде граждан из большого количества стран, в том числе из тех, с которыми у России нет безвизовых отношений. Ну а граница-то между нашими странами — прозрачная! По сути, Беларусь давно является некой перевалочной базой для разного рода дестабилизирующих элементов. Достаточно вспомнить, что в 2014 году президент Лукашенко признал военный переворот в Киеве, а вот легитимное вхождение Крыма в состав России «не заметил». Чего греха таить, политика белорусского лидера давно строится по принципу «и нашим, и вашим, и споем, и спляшем». Так, наверное, сложилось исторически: лицом эта страна смотрит, заискивающе улыбаясь, на Западную Европу, на ту же соседку Польшу; мягкое белорусское «подбрюшье» греет дружба с братским украинским народом (выходцы которого — боевики «Правого сектора» (Запрещённая на территории Российской Федерации организация прим.ред), говорят, свободно гуляют по городам и весям Беларуси); ну а со спины страна надежно прикрыта сильной и богатой Россией.
В этом контексте можно сказать и о пресловутых санкциях, введенных оголтелым Евросоюзом в отношении «нехорошей России»: ведь именно через территорию братской республики потекли в нашу страну запрещенные ответными мерами товары и продукты. Фактически это было и остается контрабандой. Терпим? Едим, пользуемся и терпим.
А ситуация с карантинными мерами в связи с коронавирусом? Вспомните реакцию Александра Лукашенко на введение Россией ограничений на въезд в связи с пандемией. Он назвал нас «полыхающей от эпидемии страной», от которой должна была закрыться именно Беларусь, а не наоборот. Ведь среди ухоженных полей, по которым бороздят трактора, сеялки и веялки, и в рабочих цехах, коронавируса быть не может «по определению». Ну а переболеть такой инфекцией вполне можно «и на ногах», как это сделал сам белорусский президент.
Как бы там ни было, но Россия предупредила свою западную соседку о принятии соответствующих противоэпидемиологических мер, временных мер, заметьте. Безусловно, ограничения в сообщении отрицательно сказались на экономике самой России. Да весь мир пострадал!
Кончено, белорусам пришлось нелегко. По словам информаторов «Вестей Подмосковья», побывавших в Беларуси в мае, июне и в июле, обстановка там была невеселой. Но совсем не из-за коронавируса: братьям-славянам было невесело по причине отсутствия русских туристов и отдыхающих, приезжающих на лечение в любимые и гостеприимные санатории страны. Так, экскурсовод частного турбюро в Бресте, увидев российские номера на машине наших коллег, припаркованной на площадке у Крепости-Героя, поинтересовался, когда, мол, ваши власти откроют границу? Совсем нет работы: турист пропал...
Или другой пример: один из минских отелей с номерным фондом 5 звёзд в 150 единиц в конце мая был почти пустой – россияне и другие иностранцы заняли всего 5 комнат. Постепенно ситуация менялась в лучшую сторону, часть ограничений на выезд и въезд в Россию была снята, и уже в конце июня в том же самом отеле наши товарищи обнаружили до 20 забронированных номеров. Ну а в былые годы заселиться в этот отель с первого раза было просто невозможно. Сейчас, в начале августа, уже остаются свободными только 10% номеров популярного отеля. Россияне снова «завоевывают» Беларусь!
Видимо, это результаты правильных онлайн-переговоров и личных встреч на высшем уровне. Напомним, что после предварительных телефонных разговоров новый глава кабинета министров Беларуси Роман Головченко 14 июля с первым своим визитом в новом статусе прилетел именно в Москву. Михаил Мишустин это оценил. И подтвердил приверженность курса на интеграцию и дальнейшее расширение взаимоотношений между странами. Конечно, испытание коронавирусной инфекцией, двустороннее сотрудничество проходит с болью, но по-другому просто не получается.
У каждой страны свои интересы. Это надо учитывать. И принимать. Что, увы, со стороны Беларуси происходит с трудом, на некоем эмоциональном уровне и в рамках «охоты на ведьм» (об этом – чуть ниже). Хотя Головченко и подтвердил, что его страна рассчитывает на союзнический характер наших отношений, и обещал находить компромиссы. А куда белорусы без нас — риторический вопрос. Вот мы им уже хотим построить атомную энергостанцию. Это, простите, не молоком торговать. Премьер-министр России призвал уже наш «Аэрофлот», как минимум, увеличить пассажиропоток с Беларусью, упавший в пандемический период.
Более того, через три дня после встречи со своим новым белорусским коллегой, премьер-министр России Михаил Мишустин полетел в Беларусь. Мириться. Потому что подтвердил на встрече с президентом Александром Лукашенко наше стремление принять «ряд новых мер для раскрытия потенциала Договора о Союзном государстве». Россия, перефразируем Мишустина, никоим образом не планирует подмять под себя младшую сестру, ибо речь идет исключительно «о независимой интеграции, о том, чтобы возможности экономического сотрудничества были абсолютно взаимными, равноправными».
Белорусский лидер тогда полностью согласился с нашим премьером, назвав его родным для Беларуси человеком (мишустинские корни, действительно, белорусские: его отец родился в Полоцке). Однако параллельно Александр Лукашенко не преминул высказать опасения по поводу проявления нездорового интереса некоторых горячих голов к белорусской земле. Он заявил на этой встрече о странных вещах, происходящих на территории вверенной ему народом страны. Но подробности этих «странностей» были изложены нашему премьер-министру в закрытом формате.
А еще через неделю президент Беларуси посетил 5-ю отдельную бригаду спецназначения РБ. Пообщавшись с бравыми парнями он, отметил, что всякие гражданские войны начинаются с акций протеста. Но так как собственных «майданутых» он почти всех пересажал, значит, нишу недовольных займут пришедшие извне. Например, иностранные «дикие гуси». И вдруг (!) белорусские силовики вскоре задерживают российских ребят из т.н. ЧВК Вагнера, которые всего лишь направлялись через Беларусь в Турцию – для выполнения своих охранных функций (прямого авиасообщения между Россией и Турцией на тот момент не было).
И тут же на границе с Россией «тучи стали ходить хмуро». Госпогранкомитет Беларуси принял меры по усилению безопасности на границе именно после задержания в стране «российских боевиков» из частной военной компании, некоторые из них, по данным КГБ РБ, якобы принимали участие в военных действиях на Донбассе.
Таким образом, границу с Россией белорусы решили в меру своих сил закрыть, а в Минск стянуть войска, сообщают СМИ. «Охота на ведьм» вновь вспыхнула в Беларуси. Получается, что белорусской властной элите понадобился новый раздражитель, куда более мощный, чем собственная оппозиция, с которой Лукашенко и компания ведут себя, что называется, «на расслабоне», по мнению одного из ее представителей.
Но на кону – судьба выборов, судьба самого́ «вечного батьки». Разыграв серьёзный инцидент с задержанием под Минском российских военных, подозревающихся в подготовке госпереворота на территории страны, Беларусь решила не только закрыть границы с Россией, но и усилить основные автомобильные трассы военным блокпостами.
Ответные меры приняла, похоже, и Россия. Фактически закрыта на свободный выезд-въезд граница на федеральной дороге Москва-Минск. К погранпункту «Красная Горка» (Смоленская область) стянуты дополнительные силы ФСБ. Пограничники останавливают весь транспорт, вносят паспортные данные в базу данных, записывают номер телефона транзитера и, уточнив цель поездки, пропускают. На КПП — огромные очереди на выезд из России. Тормозят как россиян, так и белорусов.
Ранее, чтобы выехать из России в Беларусь на машине, например, на лечение в санаторий, наш гражданин должен подтвердить бронь, оплату и указать срок пребывания. Иначе могли и не пустить. Проще было ехать «автобусным туром», но, похоже, это уже в прошлом.
Сейчас, как сообщает РИА Новости, после объявленного усиления на российско-белорусской границе всем желающим ее пересечь приходится провести, стоя на колесах, минимум часа два. Российские пограничники выясняют цель поездки у всех россиян. Выпускают только тех, кто едет на работу, учебу, лечение, к больным родственникам либо уже на похороны. Остальных снимают с рейсов. Речь идет об основном пункте пропуска на трассе М1 — «Красная Горка». После проверки документов пассажирам выдается пропуск, который нужно далее предъявить другому пограничнику. Что касается самолетов и поездов из России в Беларусь, то пока эти сообщения закрыты. В свою очередь, компания «Белавиа» тоже продлила приостановку рейсов в Россию до 14 августа.
Что в соцсетях? Народ повсеместно возмущается, а ушлые приграничные «бомбилы» предлагают провезти в Беларусь любого без проблем. Студент Дмитрий Мышкин вчера сообщил на своей странице в Инстаграм, что он «едет на учебу в Белоруссию. На границе пробка 5 км. Пропускной пункт Красная Горка. Регистрируют отдельно каждого. Скопилась очередь...»
Как утверждает «Радио Свободы», в пограничном управлении ФСБ России по Смоленской области подтвердили, что получили распоряжение регистрировать данные о перемещении граждан Беларуси в обоих направлениях, но это не значит, что речь идет о закрытии границы.
МИД Беларуси направил ноту в МИД РФ, чтобы прояснить ситуацию при пересечении общей границы, передает «БелТА». Погранкомитет Белоруссии все же усилит оперативное прикрытие госграницы. Идет изучение обстановки, отслеживание лиц, которые пересекают государственную границу. Речь, похоже, идёт об усилении контроля уже за россиянами, осуществляющими пересечение границы, причём преимущественно автомобильным транспортом.
В свою очередь, как уже сообщали сегодня «Вести Подмосковья», посол Республики Беларусь 3 августа был приглашен в МИД России. Ему предложили не обострять ситуацию и принять меры к скорейшему освобождению россиян, задержанных в конце июля в Минске и на юге страны.
Ранее за своих сограждан вступился официальный представитель Кремля Дмитрий Песков, заявивший, что задержанные россияне не делали ничего противозаконного, их пребывание в республике никак не связано с белорусскими делами.
А пока с 10 часов 31 июля российские пограничники получили приказ фиксировать всех граждан, пересекающих пешком и на других видах транспорта белорусско-российскую границу в обе стороны. Водители, стоящие в многокилометровой пробке на Минском шоссе у КПП «Красная Горка», нервничают, возмущаются и сигналят в знак протеста.
Получается, что все было сделано «в связи с увеличением пассажиропотока, который вырос почти в 2 раза из-за расширения перечня льготных категорий граждан, с которых сняли ограничения по пересечению границы (учеба, работа, лечение, уход за близкими родственниками, высококвалифицированные специалисты)». Ситуация в общем была вызвана организационно-техническими мерами и не имеет политической подоплеки, как кажется кому-то в Беларуси.
Как сказал бывший премьер-министр и бывший президент России Дмитрий Медведев в недавнем своем интервью «КП», давайте дождемся результатов президентских выборов в августе. Белорусский народ ответит на вопрос, кто будет управлять государством. Но Россия, как ответственный международный партнер, как постоянный член Совета Безопасности, как ядерная держава, как крупная экономика, будет работать с любой белорусской администрацией.
И границу снова сделают «зеленым коридором». Подождем...