Разведчица-нелегал из подмосковной Вереи готовила покушение на Адольфа Гитлера
Она принимала участие в известном рейде группы «Москва»
Ровно 82 года назад 2 октября 1941 года войска особой группы при НКВД были сведены в отдельную мотострелковую бригаду особого назначения НКВД СССР (ОМСБОН). Формирование особой группы войск началось еще с начала Великой Отечественной войны. Ее сотрудники должны были проводить разведывательно-диверсионные операции на оккупированной советской территории. В 1941 году, во время обороны Москвы, в состав особой группы была включена советская разведчица Анна Камаева, которая готовила покушение на самого фюрера.
Анна Федоровна Камаева родилась 28 ноября 1918 года в многодетной крестьянской семье из деревне Татищево, Верейского района Подмосковья. Все свое детство она трудилась на огородах и участвовала в сенокосах, мечтала стать ткачихой. После окончания местного фабрично-заводского училища 16-летняя Анна устроилась работать на столичную фабрику «Красная роза», где быстро доросла до оператора цеха. Она проработала на фабрике 3 года, однако в 1938 году по комсомольской путевке ее направили в органы госбезопасности СССР. Камаева попала во внешнюю разведку — Иностранный отдел НКВД СССР. Затем окончила школу особого назначения (ШОН) НКВД и была зачислена в центральный аппарат внешней разведки органов госбезопасности. Она вела оперативные дела разведчиков-нелегалов, действовавших в Европе.
С первых дней Великой Отечественной войны Анну Камаеву включили в состав сверхсекретной структуры — группы особых заданий, сформированную при наркоме внутренних дел Лаврентии Берии. Осенью 1941 года обстановка на фронте стала приобретать критический характер. В ноябре вражеские танки вплотную подошли к Москве, в столице ввели осадное положение. Чекисты приступили к подготовке и реализации диверсионного плана на случай взятия гитлеровскими войсками города. В случае падения советской столицы, предполагалось, что Гитлер и другие нацисты проведут торжественные мероприятия в Кремле или Большом театре, поэтому специалистам группы особых заданий нужно было начать готовить взрывы этих объектов. Анна Камаева принимала непосредственное участие в оперативных приготовлениях.
Кроме того, начали формироваться диверсионные группы, которые находились в строжайшем секрете. В Москве большинство разведчиков и контрразведчиков перешли в нелегальное положение. По личному указанию наркома Берии, Камаева должна была выполнить ключевое задание — осуществить покушение на Гитлера. Анна Федорова отработала различные способы выполнения задания, но несмотря на отличную подготовку, глава НКВД понимал, что отправляет молодую девушку на верную смерть. Однако этот план так и остался на бумаге, Москва выстояла под натиском вооруженных сил Германии. В битве за Москву Анна вновь оказалась в эпицентре событий. Ее отправил в тыл немецких войск в родную подмосковную Верею для выполнения диверсионных операций по линии 4-го управления НКВД. Группу возглавлял легендарный разведчик Павел Судоплатов.
2 октября 1941 года для выполнения операций отряды особого значения, находящиеся под руководством Судопланова были объединены в отдельную мотострелковую бригаду особого назначения (ОМСБОН) в количестве двух полков, а командиром бригады стал сотрудник внешней разведки, полковник Вячеслав Гриднев. Анна являлась радистом одной из таких групп и принимала участие в проведении специальных крупномасштабных диверсионных акций против немецко-фашистских войск на ближних подступах к Москве. Когда угроза захвата столицы миновала, Камаеву отозвали в Москву, где она до конца 1942 года занималась в Свердловской школе НКВД, а после была послана в Высшую школу НКВД СССР. В то время она и познакомилась со своим будущим мужем Михаилом Ивановичем Филопенко, который командовал диверсионно-разведывательным отрядом «Москва», совершившим рейд по тылам врага в Подмосковье.
Согласно информации из дневника Филоненко, рейд продолжался 44 дня. В первый день – 3 декабря 1941 года они выдвинулись в Останкино, ныне Дмитровский район, оттуда выехали в Апрелевку.
Во второй день – 4 декабря остановились в Рогачево, а на третий день отправились в Ахматово. 7 декабря отряд «Москва» планировал разведать город Верею и парализовать движение немецких войск, взорвав мост через реку Протву. 8 декабря они оказались у Вереи, окруженной фашистами. Как указано в дневнике, движение у населенного пункта было «непонятное: одни колонны идут в город, другие из него», поэтому 9 декабря группа разведчиков ушла к населенному пункту Афанасьево. На следующий день – 10 декабря в ночь отряд направился в Шустиково, а после обеда и отдыха совершил переход в Борисово. 11 декабря они весь день двигались в направлении Дорохово — Можайск.
На 11 день рейда – 13 декабря был совершен переход в Бородино, однако маршрут был изменен и отряд направился в Храброво. После этого разведчики планировали направиться в Губино, но были вынужден удалиться в направлении Юрлово и на следующий день прибыли в Выселово, откуда 15 декабря вышли в Афанасьево и направились к Верее. 17 и 18 декабря они шли по маршруту Симбухово – Назарьево – Таширово. А 20 декабря в районе Дорохово — Шаликино пытались совершить железнодорожную диверсию, однако план не увенчался успехом и отряд направился в сторону Петрищево, где им удалось захватить офицера штаба пехотной дивизии и узнать, что советские войска освободили Волоколамск и разгромили армии Гитлера под Москвой.
На двадцатый день – 22 декабря 1941 года отряд «Москва» совершил переход из Колодкино в Петрищево, откуда вновь отправился в Борисово, а затем в Верею. Уточняется, что с 25 по 28 декабря отряд в бои не вступал. Войска вели рекогносцировку местности в районе Афанасьево. 30 декабря в 28 день рейда советские разведчики взорвали местную баню, когда немцы решили помыться и отдохнуть под Новый год. В 31 день – 2 января 1942 года отряд целый день находился в районе Колодкино и Крюково, где вел наблюдение за войсками противника и их передвижением. После этого они выдвинулись в Таширово, однако выяснилось, что при въезде в село немцы выставили КПП и проверяли всех, кто въезжал в населенный пункт. Тогда было принято решение взять курс на Крюково. На 34 день они прибыли снова к Верее, где разведали подходы и взяли в плен фашистов, а на следующий день – 6 января 1942 года направились в сторону Афанасьево и Вышгороду.
После этого отряд вновь посетил населенные пункты Борисово и Ахматово. На 43 день рейда – 14 января советские разведчики «измотались в доску», питание закончилось, а из боеприпасов осталось по одной гранате и 10 патронов. «День сорок четвертый — 15 января 1942 года. Минус 20–23. В три часа ночи нам разрешили подойти к кострам наших войск, а затем направили в штаб дивизии, армии и фронта», – пишет Филоненко в своем дневнике. К слову, рейд отряда «Москва» оказался самым результативным среди других рейдов разведывательно-диверсионных отрядов ОМСБОН 1941-1942 годов. А командир отряда Михаил Филоненко был награжден орденом Красного Знамени. Выйдя из кабинета генерала армии Жукова Г.К., он столкнулся с Анной Камаевой, которая покорила старшего лейтенанта своей красотой.
Анна и Михаил поженились лишь после войны. До этого времени она служила радисткой в одном из партизанских отрядов в Подмосковье, а Михаил – сражался в тылу врага на Украине. Однако жизнь приготовила для семейной пары новый сюрприз – руководство решило направить их на учебу в высшую разведывательную школу для подготовки будущих нелегалов к работе в Латинской Америке. Уже с октября 1948 года Анна и Михаил регулярно ездили в различные страны под видом иностранных граждан, а с января 1954 года по июль 1960 года были на нелегальном положении в Латинской Америке, где занимались оперативно-техническими вопросами, в частности добывали планы США в отношении СССР.
Двух младших детей Анна Камаева-Филоненко родила, находясь на нелегальном положении — сначала в Китае, а затем в Латинской Америке. В 1960 году у Михаила случился обширный инфаркт и было принято решение отозвать супружескую пару на родину. А созданная ими агентурная сеть была передана другим нелегалам и просуществовала еще долгие годы.