Россия отмечает День народного единства: история праздника и сражения на подмосковной земле
410 лет назад Москву освободили от европейских интервентов
Сегодня в России в 18-й раз празднуется День народного единства. Впервые он отмечался 4 ноября 2005 года. В этот же день был установлен день воинской славы России, а для всех граждан страны установлен выходной. День народного единства было решено отмечать в честь взятия Москвы народным ополчением Минина и Пожарского и изгнания из столицы польских оккупантов. В пояснительной записке к закону об установлении праздничной даты говорится: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе». Повод для праздника понятен, но вот с хронологией не все так просто.
Известно, что ополчение взяло штурмом Китай-город 22 октября 1612 года. По новому стилю это 1 ноября, но никак не 4-е. 5 ноября польское командование гарнизона в Кремле подписало капитуляцию, а 6 ноября сдался и сам гарнизон. Что касается 4 ноября, то ничего значимого в этот день «на фронтах» не произошло. Как бы то ни было, День народного единства приурочен именно к изгнанию польских интервентов из Москвы.
Начало XVII века получило название «смутного времени». Голод, болезни, чехарда со властью, польская интервенция — все это нещадно разоряло русскую землю. Первая народная попытка объединиться была предпринята в 1611 году. Но рать, которую мы теперь называем первым народным ополчением, не смогла освободить Москву, хотя и одержала ряд побед. В том числе, и на подмосковной земле.
Второе народное ополчение начало формироваться в сентябре того же 1611 года в Нижнем Новгороде. Его возглавили нижегородский купец Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. Ополчение быстро пополнялось людьми по пути в Москву. В апреле рать достигла Ярославля, где находилась до конца июля. Здесь ополчение пополнилось еще больше — и людьми, и оружием, и ресурсами. В Ярославле штабом восстания стал Спасо-Преображенский монастырь. Здесь было создано практически новое правительство страны — «Совет всея земли», в который вошли и представители таких княжеских фамилий, как Долгорукий, Куракин и Бутурлин. Возглавили Совет Минин и Пожарский. Первый отвечал за снабжение армии, а второй — а военные операции.
фото: Э. Лисснер. Изгнание польских интервентов из Московского Кремля
Из Ярославля во все стороны Руси растекались отряды ополченцев, освобождавших русскую землю от интервентов. Вскоре от поляков были очищены все восточные, северо-восточные и северные земли. В поход на Москву ополчение выступило в самом конце июля и дошло до Троице-Сергиевой Лавры 24 августа по новому стилю. 1 сентября начались бои в окрестностях Москвы. Пожарский пытался не пустить в столицу обозы с продовольствием, которые сопровождало войско гетмана Ходкевича. Битва развернулась у стен Новодевичьего монастыря. Поляки пройти к Кремлю так и не смогли, отойдя сначала на Поклонную гору, а потом к Донскому монастырю. Снова стороны сошлись 3 сентября. На помощь Пожарскому пришли ратники первого ополчения 1611 года, которые с тех пор вели бои недалеко от Москвы. Ходкевичу было нанесено поражение и его войско утром 4 сентября покинуло столицу.
Но в центре Москвы поляки еще оставались. В Китай-городе и Кремле находились отряды Струся и Будилы, а также изменники-бояре и прочие коллаборационисты со своими семьями. Пожарский осадил Китай-город, а у поляков уже кончался провиант, так как Ходкевич до них так ничего и не довез. Интервентам предложили сдаться в обмен на жизнь, но последовал отказ.
1 ноября Китай-город был взят русским ополчением. Враги оставались только в Кремле. Голод у осажденных был уже страшным. 5 ноября они сдались и стали покидать Кремль. На следующий день в него торжественно вошли войска князей Пожарского и Трубецкого.
Так закончилась долгая оккупация Москвы польскими интервентами. Но до полной победы еще было далеко. Война продолжалась еще более шести лет. Сегодняшнее Подмосковье оказалось в эпицентре событий и его территорию интервенция затронула самым непосредственным образом. В эти смутные годы на подмосковной земле произошел целый ряд сражений, которые существенно повлияли на развитие ситуации и ход истории. О них мы сегодня и вспомним.
фото: Wikimedia
Зарайская битва
В апреле 1608 года в Зарайске находился отряд польского полковника Лисовского — одного из командиров войска Лжедмитрия II. В основном в отряде были не поляки, а «литовские люди и русские воры». К городу выдвинулось ополчение из Рязани и Арзамаса под командованием воевод Захария Ляпунова и Ивана Хованского. Увы, ополчение проявило беспечность при боевом охранении своего лагеря под Зарайском и Лисовскому удалось внезапной вылазкой разгромить русский отряд. На кураже интервенты совершили марш-бросок на Коломну и Михайлов, взяв и эти города. Через год и два месяца Зарайск будет освобожден отрядом рязанского ополчения во главе с Прокопием Ляпуновым.
Битва у Медвежьего озера
В июне того же года Лисовский с богатой добычей выдвинулся из захваченной им Коломны в Тушино, где стояло войско осаждавшего Москву Лжедмитрия II. На этом пути ему и решил нанести удар боярин Иван Куракин со своим отрядом. Врага он встретил на Москве-реке между Коломной и Москвой, у так называемого Медвежьего брода. Неожиданная атака принесла успех и Лисовский был наголову разбит. После этого Куракин развернул свой отряд и вновь отбил у врага Коломну. Важным последствием победы у Медвежьего озера стало то, что Лжедмитрий так и не дождался осадных орудий, которые ему вез Лисовский.
Сражение у Рахманцево
Летом 1608 года Лжедмитрий II не смог взять Москву и разослал войска по всей стране, чтобы захватить важнейшие города и монастыри и наладить из них снабжение своей армии. К Троице-Сергиевой лавре отправился отряд под руководством Яна Петра Сапеги. Ему навстречу выдвинулись правительственные войска царя Василия Шуйского. Противники встретились у села Рахманцево. Ныне это село Рахманово в Пушкинском городском округе.
Начало битвы было за русскими войсками. Сразу три передовых отряда были обращены в бегство. Затем наши ратники чуть не захватили в плен Сапегу и овладели всей его артиллерией. Русские решили, что сражение выиграно, но польские полки внезапно пошли в контратаку и Шуйскому пришлось отступать. Основную часть войска удалось сохранить благодаря оставшемуся прикрывать отход полку воеводы Григория Ромодановского. Полк весь погиб. Эта битва окончательно подорвала авторитет царя Василия Шуйского, который восстановить он так и не смог. А Сапега вскоре уже походил к стенам Троице-Сергиева монастыря...
Осада Троице-Сергиевой лавры
В начале октября (по новому стилю) 1608 года войско Яна Сапеги осадило монастырь. На помощь к нему подоспел уже знакомый нам полковник Лисовский. В обители расположились постоянный гарнизон и пришедшее на помощь подкрепление в виде отрядов воеводы князя Григория Долгоруова-Рощи и дворянина из Москвы Алексея Голохвастова. Монастырь достойно встретил захватчиков и Сапега решил взять его измором. При этом русские постоянно делали вылазки, мешая полякам строить свой лагерь и заготавливать продовольствие. Сами оккупанты усиленно рыли подкопы под башни. В ночь на 11 ноября монастырь был одновременно атакован с трех сторон. Но на высоте оказалась крепостная артиллерия, обратившая поляков в бегство. Они понесли огромные потери.
В своих вылазках русские отбили у врага часть скота, запасы сена, подожгли несколько застав. Но была и неудачная вылазка в январе 1609 года, когда небольшому отряду польской конницы даже удалось ворваться в монастырь. Но здесь уланы и нашли свою погибель — их забросали камнями и бревнами между постройками крестьяне и паломники.
Вскоре положение осажденных стало хуже — наступал голод, появились болезни, заканчивался порох. Шуйский отправил в монастырь обоз с продовольствием и ему удалось прорваться благодаря встречной вылазке князя Долгорукого-Рощи. Разъяренный Лисовский казнил перед стенами обители четырех захваченных в плен купцов. В ответ осажденные вывели на стены всех польских пленных (61 человека) и зарубили их на глазах у интервентов. Это вызвало бунт среди поляков — в их лагере возникли споры и раздоры.
8 июля 1609 года поляки предприняли второй сильный штурм, но и он оказался неудачным. После увеличения войска третий штурм состоялся 7 августа. Обитель спасло чудо. Немецкие наемники шли на стены впереди, а за ними был отправлен отряд изменников-тушинцев. Услышав русские крики за спиной, немцы перепугались и вступили с ними в бой. В другом месте тушинцы схлестнулись с польской кавалерией. Осажденные с умилением наблюдали за резней в стане интервентов и предателей.
После этого казуса из стана Сапеги ушли почти все тушинцы и все иностранные наемники. Затем еще и поляки отправили часть войска к Александровской слободе, откуда наступало войско князя Михаила Скопина-Шуйского. В это время удалось установить связь с монастырем, а 11 января 1610 года в обитель прорвались отряды воевод Жеребцова и Валуева. Сергиевцы начали вести активные боевые действия. А когда войско Скопина-Шуйского приблизилось к лавре, Сапега приказал снять осаду. Закончилась героическая, почти 16-месячная оборона Сергиево-Троицкого монастыря.
фото: Преподобный Дионисий благословляет князя Пожарского и гражданина Минина на освобождение Москвы. Горельеф. Восточный угол северной стены храма Христа Спасителя / encyclopedia.mil.ru
Битва под Дмитровым
После лавры Скопин-Шуйский отправился на захваченный поляками Дмитров. Туда же отвел свои части Сапега. Русские решили держать город в осаде, понимая, что враг все-таки выйдет, так как провианта и военных запасов в городе было крайне мало. Уже 20 февраля удалось выманить в поле крупный польский отряд. В один день Сапега потерял большую часть своего войска. Скопин-Шуйский нанес ему жестокое поражение. Остатки поляков покинули Дмитров. Почти в это же время Лжедмитрий II ушел из Тушино.
Оборона Волоколамска
В начале ноября 1612 года народное ополчение очистило от поляков Москву, но на город уже наступала армия польского короля Сигизмунда III. В декабре его войско достигло Волоколамска. Город отказался сдаться и отбил три штурма. В это время еще один польский отряд был разбит у самой Москвы. Сигизмунд задумался и решил увести свои полки обратно в Польшу. Это позволило провести в Москве Земский собор и избрать нового царя — Михаила Федоровича Романова. Об отступлении Сигизмунда от Волоколамска так писали источники того времени: «Король же, видя мужество и крепкое стояние московских людей и срам свой и побитие литовских и немецких людей, пошел наспех из Московского государства: многие у него люди литовские и немецкие померли от мороза и голода. В Московском же государстве начальники и все люди воздали хвалу Богу, как Бог показал предивные чудеса такими последними людьми Народы Московского государства, дал им Бог храбрость, встали против тех злодеев, и очистил Бог Московское государство радением начальников и службой и радением ратных людей, и послали во все города. Во всех же городах была радость великая». В память об этих событиях Волоколамск получит на свой новый герб 1781 года изображение земляных укреплений.
Можайское сражение
Можайским сражением была названа целая серия битв русских войск с стремившимися к Москве полчищами польского королевича Владислава в 1618 году. В его армии кроме поляков были литовцы, немцы, венгры, казаки, татары, русские изменники и даже 200 солдат шотландской пехоты.
В конце 1617 года поляки взяли Вязьму, а затем и Колоцкий монастырь, который находится на территории современной Московской области в Можайском городском округе. Затем пали Мещовск и Козельск. Был собран ударный кулак польской армии, которая уже на будущий год обложила Борисов городок (ныне — село Борисово) и совершила первые вылазки к Можайску. Город успел укрепиться и первый натиск отбил. Сражения шли также в направлении Рузы и Боровска.
Бои под Можайском не прекращались больше месяца. Интервентам все-таки удалось взять острог у Лужецкого монастыря. В середине июля они начали решающий штурм Можайского кремля: «стали на три таборы и покопав осыпи и поставя наряд, стреляли ... из наряду и ис ручных пищалей». Город оказался в осаде, но можайские воеводы Лыков и Черкасский успели получить подкрепление в виде астраханских стрельцов и юртовских татар. Учитывая тяжелое положение, Можайску разрешили в случае необходимости отвести войско к Москве, а в городе оставить отряд Федора Волынского с припасами.
27 июля во время обстрела был тяжело ранен воевода Дмитрий Черкасский, со всех сторон по Можайску били орудийные батареи. Город на глазах превращался в руины. Лыков принял решение уводить войско. Прикрывать отход выпало полку Дмитрия Пожарского. Гарнизон решил отойти на юг к Боровску. Это оказалось сюрпризом для поляков, которые ждали прорыва на востоке к Москве. Лыков без потерь увел войско в Боровск.
Оставшийся в Можайске небольшой отряд Волынского еще месяц героически отражал польские атаки. 6 сентября Владислав решил обойти город и идти на Звенигород, так как опасался, что до зимы не успеет взять Москву. Оборона Можайска позволила надолго задержать силы интервентов, собрать резервы и достойно встретить врага у ворот Москвы. Город так и не сдался на милость победителей. Это сопротивление убило надежду Владислава о возможности возобновить в Московии смуту.
Героическое участие подмосковных городов в событиях начала XVII века нашло признание и в наше время. В 2014 году в Национальном конном парке «Русь» в Ленинском городском округе был открыт памятник народному ополчению с надписью «Народному Ополчению, отстоявшему Веру и Отечество в 1612 году». Четырем городам было присвоено звание «Город воинской славы». Три из них получили этот статус, в том числе, и за свои подвиги при отражении польской интервенции четырехсотлетней давности. Это Можайск, Дмитров и Волоколамск.