Культура

Российским супергероям не обойтись без Марьи Искусницы

Яна Недзвецкая: «Если Голливуд приукрашивает жизнь в Америке, то российское кино очерняет жизнь в России. В этом и есть разница между их кино и нашим»

После сезона проведения международных кинофестивалей в России, которые, несмотря на всю яростную политическую русофобию, активно посещали кинематографисты всего мира, включая европейские страны, российская общественность начала серьёзную дискуссию о дальнейшем пути развития отечественного кинематографа.

Эксперты на разных площадках спорят о новых героях, об образах, идеях и смыслах, которые они должны нести. О новой сценарной и режиссёрской школе, вернее, о возрождении традиций советской киношколы, которая в своё время стала примером для всего мира. Русская актёрская школа давно признана лучшей в мире. Голливудская школа, берущая основы у Михаила Чехова, которую неофиты от кино противопоставляют отечественным традициям Станиславского, на самом деле является лишь ветвью, растущей из одного с ней корня.

Россию вычеркнули из списка приглашенных на ведущие мировые кинофестивали. А значит, по мнению многих режиссеров, больше нет спроса на создание разного рода «чернухи» о России, за которую авторы с удовольствием получали призы и статуэтки. И вдруг открылось, что есть более интересные темы, чем пьющая русская деревня и вороватые чиновники. Тот же Русский Север — чудесное место для съемки красивого, позитивного, вдохновляющего кино.

Во всяком случае так думает режиссер и продюсер Яна Недзвецкая (творческий псевдоним Татьяны Ивановны Недзвецкой), премьера подводного фильма-балета «Спящая красавица» которой прошла в московском кинотеатре «Октябрь» 23 ноября 2022 года.

На этом премьерном показе она рассказала заместителю главного редактора медиахолдинга «Вести Подмосковья» Дмитрию Киселеву, что фильм был снят всего за 4,8 млн рублей. Яне пришлось сдать в аренду свою московскую квартиру и переехать в Подмосковье — за 80 километров от столицы. Остальные потраченные средства были собраны с помощью друзей. К тому же почти все работали на съемках бесплатно или за копейки. Яна обращалась в ряд организаций и фондов, но поддержки в них так и не получила...

«Север России — это самое красивое в мире, что только можно себе представить. Я сама родилась в Воркуте, и там же прошло мое детство. Может быть, поэтому для меня поездка по северу — это и отдых, и работа, и вдохновение для новых фильмов. Сама очень часто выезжаю в самые дальние места Мурманской, Архангельской областей, Республики Коми. В этот раз в Архангельской области мы искали натуру для съемки нового фильма «Пуанты для моей мамы». Какие прекрасные места, какие удивительные люди! Ни разу не встречали нигде алкоголиков, грязи и ужаса. Одна претензия была везде, куда ездили и где говорили с жителями, — к съемочным группам отношение резко негативное. Как нам сказали в прибрежном посёлке Кузомень — киношники жили, пили, ели, восхищались, а потом мы увидели фильм о том, какие ужасные здесь люди, как они все пьют и как всё плохо. (фильм «Велга» снимали в поселке Кузомень летом и осенью 2019 года — прим.ред.) Я получила по полной за всех киношников разом! За последние лет пять мы один раз увидели в Кузомени пьяного средь бела дня, который спросил у нас: как добраться до Харькова? Похоже, и этот пьяный был не наш», — улыбаясь, рассказывает Яна – «Если Голливуд приукрашивает жизнь в Америке, то российское кино очерняет жизнь в России. В этом и есть разница между их кино и нашим».

На прошедшем недавно форуме «Креативная неделя-Сибирь» ряд ведущих кино- и телепродюсеров рассуждали о необходимости создания аналога Вселенной супергероев Марвел, но с русскими сюжетами. По мнению председателя Женской Лиги журналистов и блогеров Елены Рыленковой, автора ряда проектов в области креативной индустрии, которые скоро стартуют в Сибирских регионах, это вполне возможно и актуально.

«Не завтра, конечно. Поскольку кинопроизводство — сам по себе технически сложный процесс, а воплощение супергеройских сюжетов требует еще более высокотехнологичного подхода. Но в России есть всё для создания качественного кинопродукта: и те самые технологии, и люди, способные сделать качественный кинопродукт, и, что важно, фундамент для работы с сюжетом — русский фольклор, подаривший образы богатырей, их избранниц, образы хранителей лесов и рек, например. Чего только стоит одна Баба Яга — сложный многогранный образ. Другое дело, какую интерпретацию все эти образы могут получить в современном мире», — комментирует Елена.


 

По мнению Яны Недзвецкой, в нашей стране в этом случае объективно будет больше героев-женщин:

«Россия — женская страна, и всегда была женской. Даже если посмотреть историю последних тридцати лет: давно бы России не было, если бы не российская женщина. В 90-х именно женщины первыми рванули с сумками на перевес в Польшу, Турцию и Эмираты — кормить и одевать страну, зарабатывать деньги для своих семей. Даже в русских народных сказках «иванушкам-дурачкам» всегда помогает всего добиться то Василиса Прекрасная, то Елена Премудрая, то Марья Моревна. Да и писатели не отставали от русских народных сказок. У Бажова именно Хозяйка медной горы главному герою Степану шкатулку с драгоценностями подарила, помогла вольную получить. У Пушкина в «Сказке о царе Салтане» Царевна-лебедь дарит князю Гвидону Золотой город, где он живет и царствует. Сложно будет натянуть Тришкин кафтан Голливуда на наши широкие русские плечи, перекроить их мелких картонных героев под нашу широкую русскую душу».

Но особо яростную дискуссию в обществе вызвал тезис одного из экспертов форума о том, что для создания галереи супергероев в России нет тематической литературы. Наши этнографы и фольклористы остались в полном недоумении от такого смелого заявления. Как и Яна Недзвецкая:

«Жалобы на отсутствие литературы для Вселенной супергероев по меньшей мере удивительны! Смогли же создать на студии «Мельница» каждому жителю России известную серию про богатырей — и ничуть не хуже, а гораздо лучше и человечнее тех же мультиков Диснея. А герои русских народных сказок — чем не герои для новой Вселенной. Начиная с 90-х, у нашего кино и особенно ТВ появилась страсть быть вечно вторыми. Почему мы всегда догоняем, утыкаясь в чей-то зад? Россия хороша как раз тем, что она может быть впереди планеты всей, если поставит цель не догонять кого-то, а пойти своим путем. Давно уже стал любимым героем россиян Данила Багров из фильмов «Брат» и «Брат 2». Шарапов и Жеглов — не менее любимы и известны. Штирлицу уже больше полувека — каждый его шаг в фильме разобран на анекдоты. Зачем нам чужие пластмассовые пауки и женщины -кошки? »

К слову сказать, Вселенную Марвел не приемлет и самый известный любитель экранизации комиксов Квентин Тарантино. Знаменитый режиссер сетует на стремительную «марвелизацию» Голливуда и на то, что кроме этих фильмов больше ничего в этом жанре не снимается. В то же время лишь единственный из 20 снятых фильмов Вселенной супергероев, «Черная пантера», может считаться образцом киноискусства. Недаром он номинирован на «Оскар», но не получил его. А в России недавно появился новый киногерой со своими сказочными друзьями и врагами со сверхспособностями — фильм-трилогия «Последний Богатырь». Каждая его серия побила рекорды проката и сборов не только в России, но и других странах СНГ, чей культурный код един с нашим, где мамы читали своим малышам одни и те же сказки.

«Для чего нам пауки, кошки, бэтманы и прочая живность, в героизм которых мало кто верит? Идея и посыл понятны — под таких героев с роскошными 3D эффектами и супердорогой графикой можно просить любые бюджеты. Мы опоздали на полвека с этими никому не нужными и в Америке героями. Их время уже ушло. Голливуд как раз страдает от отсутствия интересных человеческих историй. Зритель уже не хочет смотреть это пластмассовое мыло с кучей спецэффектов, но без капли смысла. Люди во всем мире по-прежнему любят и хотят видеть в киноистории, которые трогают душу, заставляют думать и показывают жизнь, ради которой стоит жить и работать, героев, на которых можно равняться», — считает Недзвецкая.

Российская киноиндустрия со скрипом, тяжело и неохотно, но уже начинает поворачиваться в сторону думающего, национально ориентированного зрителя. А волшебный мир русских народных сказок еще ждёт своего полномасштабного воплощения на экране. И если выдуманные современными авторами «Смешарики», «Три кота» и «Маша и Медведь» покорили весь мир, то наши Марьи Искусницы, Царевны-Лебеди и Домовята уж точно понравятся российскому зрителю. Всё дело в таланте авторской группы и их глубинном знании красочного, завораживающего мира русских сказок и былин.

Премьера, не имеющего аналогов подводного фильма-балета «Спящая красавица», прошла 23 ноября в киноцентре «Октябрь». Фильм сняла режиссер и дизайнер Яна Недзвецкая.

Действо стало современной интерпретацией одноименного балета Петра Чайковского. Это стал первый в мире проект, когда съемки проводились на глубине 4 метров. Участвовали в нем солисты столичных театров балета и ученицы балетных училищ. Самой младшей участнице на момент съемок было всего девять месяцев.

Ошибка загрузки