Самолет Ил-96 в новой модификации ждут на авиа-космическом салоне «МАКС»
Он пройдет в Жуковском 25-30 июля
В апреле 1993 года опытный самолет Ил-96МО – представитель семейства дальнемагистральных лайнеров Ил-96 и первый постсоветский самолет, разработанный в тесном сотрудничестве с западными компаниями, совершил свой первый полет. После реальность изменила взгляд на международную кооперацию: обеспечение технологической независимости и развитие собственных ключевых компетенций в авиастроении стало главным условием развития авиатранспортной отрасли. Сегодня в условиях тотальных санкций безопасные, импортозамещенные самолеты семейства Ил-96 снова претендуют на долю внутренних авиаперевозок.
Необходимость создания широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского самолета в 1970-х определял рост объемов дальних перевозок в Советском Союзе. Параллельно с созданием первого широкофюзеляжного самолета Ил-86 большой пассажироемкости, в ОКБ С. В. Ильюшина начались проектно-исследовательские работы по Ил-96. Их результатом стало создание самолета Ил-96-300 с высоким уровнем аэродинамического и весового совершенства. Пассажировместимость лайнера составляла 300 кресел, а дальность полета – 9 тысяч километров. Самолетом в сложных метеоусловиях мог управлять экипаж из трех человек. По уровню шума и эмиссии вредных веществ машина соответствовала жестким требованиям ИКАО.
Опытный экземпляр Ил-96-300 собрали в цехе ОКБ в Москве. Свой первый полет он совершил 28 сентября 1988 года с экипажем под командованием заслуженного летчика-испытателя СССР Станислава Близнюка. В 1993 году самолет пустили в серию. Однако испытания совпали с кризисом 1990-х. Поэтому ОКБ Ильюшина для развития проекта заключило соглашение с крупными мировыми производителями в области двигателестроения и авионики. Построили опытный Ил-96МО в марте 1993 года.
По основным показателям он был рекордсменом среди советских пассажирских самолетов. Перевозил до 435 пассажиров, имел максимальную коммерческую нагрузку 58 тонн и практическую дальность полета – 12 800 километров. Но серийный выпуск машины не был реализован.
Затем по российско-американской программе создали транспортную модификацию Ил-96Т. Но его серийного производства также не случилось. Следующие проекты российских самолетов и вертолетов в сотрудничестве с западными компаниями были связаны с высокими рисками. Можно вспомнить судьбы Ту-204-120 и Ка-226 с двигателями Rolls-Royce, Ка-226Т и Ка-62 с двигателями Safran Helicopter Engines, Ил-114-100, Ми-38 и «Ансат» с двигателями Pratt & Whitney Canada и другие самолеты. Из-за санкций партнеры отказались от своих обязательств. Выход был очевиден – развивать собственные компетенции для обеспечения научной и технологической независимости в авиации.
Создание в 2000-х более экономичных двухдвигательных дальнемагистральных Boeing и Airbus серьезно ударило по конкурентоспособности Ил-96 – самолет не смог занять свою нишу в российской гражданской авиации. Но благодаря господдержке программу Ил-96 удалось спасти. Главным эксплуатантом самолета стал специальный лётный отряд «Россия», обеспечивающий авиаперевозки президента и первых лиц Отечества.
Сейчас на ВАСО заканчивается строительство первого летного экземпляра Ил-96-400М. По комплексной программе развития авиатранспортной отрасли нашей страны до 2030 года запланирована поставка 12 Ил-96-300 по два в год, начиная с 2025 года.
В разное время Ил-96-300, Ил-96М, Ил-96Т и Ил-96-400Т демонстрировались на авиасалоне «МАКС», его площадка наглядно отражала процессы, происходящие в российском авиапроме на фоне меняющегося политического контекста. Судьба программы Ил-96 показательна, и сейчас она переживает очередной крутой поворот по возрождению планов серийного выпуска модифицированных версий. Надеемся увидеть новый Ил-96-400М на «МАКС-2023».