Самые громкие аресты и задержания глав муниципалитетов Подмосковья
Кто-то сел надолго, кто-то «смазал лыжи» за кордон, а иные уже и на свободе
За последние два-три года в Московской области фигурантами уголовных дел стал добрый десяток бывших глав муниципалитетов региона. Все началось с противостояния правоохранительной системы с двумя Александрами — Постриганем и Шестуном.
В июле 2018 года суд выдвинул обвинения бывшему главе Клинского района Подмосковья Александру Постриганю. Ему вменялось то, что с 2011 по 2013 годы возглавляемая фигурантом администрация выдала документы на эксплуатацию жилого дома, хотя строительство еще не было полностью завершено. Было возбуждено уголовное дело по ч.3 ст.286 Уголовного кодекса РФ «Превышение должностных полномочий».
Постриганя оставили под стражей, так как начали вскрываться новые факты правонарушений. Было выявлено еще минимум два эпизода незаконной выдачи документации на эксплуатацию. В общей сложности на экс-главу «накопали» на три статьи уголовного Кодекса. Добавились ст. 292 (служебный подлог) и ст. 290 (получение взятки). У чиновника изъяли имущества и купюр на 5 млрд рублей, а также множество объектов недвижимости.
Постригань был приговорен Клинским судом к 15 годам колонии строгого режима и уплате штрафа размером свыше 116 млн рублей. Но, кроме того, до сих пор рассматривается вопрос о возбуждении в отношении экс-чиновника еще одного уголовного дела.
В конце прошлого года был вынесен приговор бывшему главе Серпуховского района Александру Шестуну. Он также понес наказание в 15 лет колонии строгого режима за взятки, мошенничество и отмывание денежных средств. По версии следствия, Шестун создал 47 компаний, которыми фактически управлял через своих ставленников. Компании имели преимущество при решении тех или иных вопросов. В том числе, при предоставлении хороших земельных участков за символическую плату.
Следователи нашли у экс-главы сотни объектов недвижимости и земельных участков, базы отдыха и 22 автомобиля. Шестуна арестовали летом 2018 года после того, как он обратился за защитой к президенту. Своей вины осужденный не признавал. В СИЗО не раз голодал в знак протеста. И после приговора фамилия Шестуна не исчезла из новостных лент. Из СИЗО Твери он сообщал о пытках и избиениях в учреждении. Затем он снова объявил голодовку из-за того, что к нему подсадили «обиженного».
В апреле Шестуна с сахарным диабетом и сердечно-сосудистым заболеванием поместили в психиатрическое отделение. Там тоже, по его словам, ужасные условия и при нем умерло двое людей. Вскоре Шестуна перевели в колонию в Бежецк, где ему тоже не понравилось. Из-за этого его признали «склонным к побегу». Экс-главе пришлось побывать в штрафном изоляторе. Там его застало известие о том, что жалоба двухлетней давности о незаконности содержания под стражей и длительности нахождения в изоляторе рассмотрена Европейским судом по правам человека. Суд признал действия в отношении Шестуна незаконными и постановил выплатить ему компенсацию. Затем его снова перевели из колонии в тюремную больницу, а на днях появилась информация, что Шестуна снова этапировали. Теперь — в СИЗО № 1 города Твери.
Кому-то приходится «мотать» срок по полной, а некоторые уже на свободе. Бывший глава Чеховского района Сергей Юдин был арестован в декабре 2017 года. Заодно «взяли» и прежнего главу района Анатолия Чибескова. Чиновников судили за мошенничество, превышение должностных полномочий, хищение земель и организацию преступного сообщества. Юдин получил в апреле 2019 года четыре года колонии общего режима. Ему засчитали долгие дни в СИЗО и на домашнем аресте, после чего выяснилось, что осталось отсидеть меньше двух лет. На самом деле, освободился Юдин уже в последнюю неделю 2019 года, так как в месте заключения вел себя очень хорошо... Всего в колонии Юдин провел около девяти месяцев.
Место в Чеховском районе для глав не доброе. Затем муниципалитет, который стал округом, возглавляла Марина Кононова. Ее задержали в ноябре 2019 года и отправили под домашний арест. Как и Юдину, ей инкриминировалась ч. 4 ст. 1159 УК РФ («Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности»). Следствие установило, что Кононова в свое время смогла за сущие копейки овладеть зданием-пристройкой к жилому дому. Помещение она подарила своему зятю для ведения бизнеса, но перевод здания в собственность новому родственнику был оформлен с нарушениями закона.
Марина Кононова частично свою вину признала, а ее адвокат напомнил суду о том, что на ее иждивении находится 80-летняя мать, которой нужен уход. Прокурор отказывался смягчать статью, поэтому экс-главе грозило до 10 лет лишения свободы. И вот, 1 сентября сего года Кононовой наконец-то вынесли приговор. Это действо тянулось долго из-за болезней то подсудимой, то ее адвоката. Все это время Кононова была под домашним арестом, а приговорили ее к лишению свободы на 4 года... условно.
Месяцем ранее 9 лет колонии получил бывший глава Пушкинского района и города Железнодорожный Евгений Жирков. Он был задержан в 2019 году за получение взятки в виде недвижимости стоимостью 81,5 млн рублей. В 2014-2015 годах Жирков получал нежилые и жилые помещения от застройщика микрорайона в Железнодорожном. Не просто так, а за решения в пользу реализатора проекта застройки.
Еще в феврале 2019 года Следственным комитетом было возбуждено уголовное дело в отношении экс-главы Пушкинского района и временно исполняющего обязанности главы Дзержинского Сергея Грибинюченко. Он был задержан при передаче ему взятки в размере $20 тыс. Чиновник пообещал за эту сумму поспособствовать частной фирме с муниципальными контрактами. Главой Дзержинского без приставки врио Грибинюченко так и не стал, но с тех пор об изменениях в его жизни вовсе не сообщалось...
Одного из бывших глав до сих пор ищут. Андрей Вихарев успел побывать депутатом Московской областной думы, главой Лосино-Петровского, Волоколамска и Истры. Дело на него было заведено все в том же 2019 году за организацию преступной группы, которой удалось похитить из бюджета более 80 млн рублей. На самом деле Андрей Вихарев раньше носил имя и фамилию Асфан Вихраев. Его нервы не выдержали расследования и экс-глава скрылся от следствия. Он был объявлен сначала в федеральный, а потом в международный розыск, но его до сих пор не нашли.
Еще одно задержание главы в 2019 году случилось в Раменском городском округе, где Андрей Кулаков обвинялся в убийстве своей знакомой — заместителя председателя Общественной палаты округа Евгении Исаенковой. Чиновника подозревали в том, что он задушил даму, которая, якобы, являлась его любовницей, в салоне автомобиля. Кулакова защитила супруга, заявившая, что во время убийства он был дома. Вчера, 27 октября 2021 года, присяжные заседатели Подольского городского суда признали Андрея Кулакова невиновным.
Экс-главу Щелковского района и бывшего заместителя министра транспорта и дорожной инфраструктуры Подмосковья Алексея Валова задержали в декабре 2019 года. Его обвинили в получении взятки и взяли под арест. Следствие посчитало, что Валов в 2017 году получил «за общее покровительство и попустительство по службе» автомобиль «Мерседес» от своей подчиненной. С поста главы Валов ушел в марте 2019 года. 25 февраля текущего года на очередном заседании Московского городского суда было постановлено не продлевать содержание Валова под стражей и новой мерой пресечения стал домашний арест до 1 апреля. С тех пор об этом деле новостей нет.
В феврале 2021 года был заключен под стражу бывший глава Рузы и на тот день первый заместитель руководителя департамента территориальных органов исполнительной власти правительства Москвы Максим Тарханов. Его обвинили в превышении должностных полномочий в бытность главой Рузского района, из-за чего ущерб бюджету мог составить 500 млн рублей. Следствие по этому делу продолжается.
В июле 2021 года в Лобне был задержан местный глава округа Евгений Смышляев. Его также подозревают в злоупотреблении своими полномочиями. В начале года его нещадно критиковал губернатор. После задержания Смышляев написал заявление об увольнении со своего поста, но по факту Совет депутатов округа принял отставку только десять дней назад. Ранее ФАС штрафовала чиновника за нарушения при строительстве многоквартирных домов.
Пожалуй, для одного региона столько уголовных преследований глав муниципалитетов — явление ненормальное. Утешает лишь то, что «пик» задержаний пока пройден в 2019 году и правильные выводы при подборе людей на столь ответственные должности, возможно, были уже сделаны. Но не стоит забывать о том, что и начальство у глав бывает не без «душка».
Измена родине и региону бывшего первого вице-губернатора Подмосковья Алексея Кузнецова известна всем. Этот господин оставил Московскую область практически без бюджета и скрылся за границей. При этом его всерьез подозревают в связях с ЦРУ. В Россию его удалось вернуть через 6 с лишним лет и в ноябре 2019 года он был приговорен к 14 годам колонии. Ну и более свежий пример — задержание в конце прошлого года заместителя председателя правительства Московской области Дмитрия Куракина.
Фемида «нагнала» его за деяния еще на предыдущем посту — начальника департамента имущественных отношений министерства обороны России. По версии следствия, на этой должности Куракин стал организатором криминальной группы, организовавшей масштабную вырубку леса под видом санитарных работ по удалению погибших и больных деревьев на территориях воинских частей. Лес продавался за взятки и в основном в Китай. Ущерб от этой деятельности оценивался в 2,7 млрд рублей. Куракину грозит заключение сроком до 15 лет. Суд оставил его под арестом до 17 июня 2021 года. Новых известий о ходе расследования этого дела и о новой мере пресечения для обвиняемых пока нет...