Общество

Семьеведение в школах: нужны ли такие уроки?

Вопросы создания подобных программ постоянно выносятся на обсуждение

Фото: freepik.com

Не первый месяц обсуждаются темы введения уроков семьеведения в российских школах. Разрабатываются специальные методички для педагогов и планы тематических классных часов/»Разговоров о важном», поднимаются вопросы о том, кто должен вести такой урок или факультатив (классный руководитель, юрист, психолог или священник), как выстроить общение с детьми и, что немаловажно, их родителями, которые по-разному воспринимают попытки школы воспитывать их чадо.

Профессор, руководитель департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета Александр Цыганов напоминает, что основы семейных отношений входили в советскую школьную программу 1960-80-х годов, а также были введены как часть курса по обществознанию в России с 2021 года. В ряде регионов нашей страны тематический курс уже читается на факультативной основе. «Здесь велико значение личности и авторитета педагога, его собственный жизненный путь и личный пример, который может входить в противоречие с читаемым предметом. Поэтому и эффект получался и сейчас получается разный: от абсолютно неприемлемого формального чтения сухим языком оторванных от реальной жизни учителя слов и до разговора по душам на поистине важнейшую тему», — объясняет профессор Цыганов.

По мнению эксперта, необходимость возвращения к практике воспитания в школе традиционных семейных ценностей подчеркивается нормами российской Конституции. Но к введению этого предмета важно подходить осмотрительно, по принципу «не навреди». «У подростков все обострено. Фальшь они почувствуют сразу, что превратит занятия в бессмысленные и даже вредные, когда учитель не только не обладает авторитетом, но и является примером «как делать не надо». Поэтому и решение о введении семьеведения должно приниматься в каждой школе индивидуально, с пониманием возможности должной организации учебного процесса, важности этой проблематики и учителями, и родителями, и учащимися», — подчеркивает собеседник издания «Вести Подмосковья».

Юрист с 14-летним стажем работы Светлана Богданова считает, что подобные уроки наравне с занятиями по финансовой грамотности должны быть включены в школьную программу. И обсуждаться на них должны не только вопросы повышения демографии и сокращения статистики разводов, но и нечто более приземленное. «Для многих подростков становится новостью существование административной и уголовной ответственности за «шалости», которую могут понести как они сами, так и их родители. Аналогично и в семейных отношениях. Молодые люди после школы начинают взрослую, а часто и полностью самостоятельную жизнь. Однако зачастую они ничего не знают об институте брака, о правах и обязанностях мужа и жены в соответствии с законом. В будущем из-за низкого уровня правовой грамотности мы, юристы, будем заниматься не только чисто юридическими вопросами, но и «вытаскиванием» женщин и детей из условий домашнего насилия, нарушения их прав и свобод. Ещё больше проблем возникает с вопросами оформления документов на членов семьи, установления отцовства, взыскания алиментов, раздела огромного количества микрозаймов, кредитов...», — отмечает собеседница издания «Вести Подмосковья».

По словам юриста Богдановой, многие из вышеперечисленных проблем связаны с незнанием последствий, к которым приводят те или иные действия. Разъяснять такие вопросы важно со школьной скамьи, считает специалист. А вот с однозначным ответом на вопрос, кто должен проводить эти занятия, она затрудняется. «Не думаю, что один человек, будь то психолог или другой профессионал, сможет всесторонне осветить необходимые темы. Вероятнее всего, уместно привлекать широкий круг специалистов, включая врачей, юристов, сотрудников полиции...», — подчеркивает Светлана Богданова.

Александр Цыганов считает приглашение педагога-психолога хорошим решением, но есть нюанс: есть ли сегодня достаточное количество качественных школьных психологов? «Возможно, нужно формировать это возможность на районной основе, когда такие преподаватели проводят занятия в нескольких школах. Но здесь же просматривается проблема общения во внеурочное время. Может случиться и так, что нужного для этого предмета доверия не сформируется», — предполагает он. Приглашение священника, пастора или муллы, по его словам, выглядит реалистично, но Россия — многоконфессиональная страна, образование давно отделено от церкви. Вдобавок не все ученики и их родители согласятся с подобным решением, появится ненужное напряжение, и о доверии опять же речи не будет. 

«Россия — многонациональная страна. У каждого народа есть собственные традиционные культурные представления о роли мужчины и женщины, о семейном быте. Мне кажется, на таких занятиях стоит освещать особенности жизни семьи в разных культурах, рассматривать семью с точки зрения становления личности ее членов, отношений семьи и общества. Нужно изучать не только родной язык, но и культуру, традиции своего народа, их глубокий исконный смысл», — делится с изданием «Вести Подмосковья» учитель изобразительного искусства МАОУ «Гимназия №3» города Балашиха Евгения Заевская. Как классный руководитель, она была бы очень рада говорить со своими учениками о семейных темах.  

Доцент кафедры возрастной психологии и семейного консультирования, руководитель магистерской программы «Семейное консультирование и психотерапия» Московского института психоанализа Ольга Силина обратила внимание на современные тенденции, популярные в подростковых сообществах и искажающие ценность семьи. Среди них, например, позднее создание отношений в пользу карьеры, отказ от рождения детей, сложности гендерного и ролевого определения в семье и другие. Поэтому, считает специалист, профилактическая работа нужна. «Но расписание у детей очень насыщенно учебными предметами, день и так уже перегружен. Будет ли уставший школьник воспринимать информацию про семью? Боюсь, что вряд ли, особенно если посмотреть на вопрос с другой стороны. Ребенок — зеркало собственной семьи, поэтому есть смысл начинать подобные занятия со взрослых, ставя своей целью повышение психологической культуры в семье», — сообщает Ольга Силина.

Ошибка загрузки