Сергей Колунов: Необходимо поднимать престиж рабочих профессий
В последнее время коррективы в очертания идеального рынка труда по представлению молодежи внесли современные цифровые технологии
По индексу престижности рабочие профессии серьезно уступают так называемым высококвалифицированным. Здесь вперед традиционно вырываются вакансии юристов, менеджеров и даже чиновников. В последнее время коррективы в очертания идеального рынка труда по представлению молодежи внесли современные цифровые технологии. Согласно одному из исследований, проведенному специалистами центра повышения квалификации в нескольких школах, 70% школьников мечтают в будущем заниматься блогингом, программированием и киберспортом, тогда как о рабочих профессиях всерьез размышляет лишь 11% опрошенных.
Между тем, реальность рисует противоположную картину. Выпускники вузов зачастую оказываются в трудном положении: потратив 6-7 лет на получение высшего образования, дипломированные специалисты вынуждены работать не по профилю и совсем не в рамках тех зарплат, о которых мечталось. В то же время выпускники технических училищ, спереднеспециальных образовательных учреждений имеют наибольшие шансы занять свою – причем, более высокооплачиваемую – нишу на рынке труда: «синих воротничков» хронически не хватает. Поэтому рабочие после довольно короткого обучения часто получают зарплату выше и в реальности имеют гораздо более интересные перспективы.
Однако кадровый дефицит в рабочих профессиях не спешит снижаться.
Проблема в том, что невысокий авторитет в обществе квалифицированных специалистов, даже при значительно большем спросе на них, не обеспечивает приток кадров, констатирует эксперт в сфере строительства, председатель Совета директоров группы компаний «Садовое кольцо» Сергей Колунов.
«Проблема имиджа, на мой взгляд, объясняется двумя фундаментальными факторами. Во-первых, системой школьного образования. Надо с детских лет прививать уважение к техническим специальностям, к человеку труда – тем более, что люди, умеющие работать руками, сегодня в цене, работодатели готовы платить им хорошие зарплаты. Задача большая! Но решать ее можно простыми методами: старый добрый урок труда – такой, каким он был в нашем детстве, — многое способен изменить. Скажем, классические токарно-винторезный станок – это интересно, познавательно, это важный опыт для ребенка. Мальчик должен уметь забить гвоздь, а девочки — пришить пуговицу».
Вторая причина, по мнению Сергея Колунова, в недостаточной популяризации «человека труда»: «Образ вечно пьяного сантехника или слесаря, сложившийся в 90-е годы, крепко засел в сознании людей. Постепенно, конечно, этот некогда яркий стереотип бледнеет, но экономическая ситуация не оставляет времени на долгую раскачку. Огромный дефицит технических специалистов, рабочих существует уже сейчас. В реальном секторе он составляет более 20%. Нужна популяризация рабочих профессий, как это было в советское время. Фильмы об обычных сварщиках, шахтерах, строителях придавали им ореол героев труда. Да они такими и были! Строили заводы, города, железные дороги через половину страны, осваивали целину и Крайний Север. На них ровнялись. Хотели быть похожими».
«Достаточно вспомнить фильм «Москва слезам не верит», — рассуждает Колунов, — главный герой которого работал слесарем. В 1981 году фильм даже был удостоен премии «Оскар». Сегодня, к сожалению, другие герои и другие подвиги: топ-менеджеры с их нигилизмом, разбивающие дорогие иномарки блогеры, скандальные реперы. Не поменяв общественное мнение о человеке труда, о самом труде, сложно рассчитывать на успех».
Впрочем, отмечает руководитель «Садового кольца, государство на федеральном и региональном уровнях пытается изменить ситуацию. С 2015 года реализуется федеральный план мероприятий по популяризации рабочих и инженерных профессий. Создана национальная сборная России по профессиональному мастерству WorldSkills, неоднократно побеждавшая на международных соревнованиях. В Подмосковье проводится конкурс «Человек труда», действует «Программа наставничества».
«На помощь государству должен прийти бизнес. Именно он в первую очередь заинтересован в кадрах. Необходимо воспитывать специалистов под себя, формировать целевой заказ в профильных учреждениях, проводить «дни открытых дверей» на предприятиях, помогать молодежи уже со школьной скамьи с профориентацией. В сочетании с популяризацией престижа рабочей профессии мы сможем переломить существующую тенденцию», — уверен Сергей Колунов.