Сержант Велигура замерзал, но аэростат спас
Отважный боец ПВО не дал улететь материальной части
28 ноября 1941 года командир столичного поста аэростатов, сержант Дмитрий Велигура успел ухватиться за оборвавшийся трос, но удержать тяжеленный аэростат он не смог. Уже через короткое время Велигура оказался в небе на большой высоте. А это была зима...
Аэростаты начали применяться как мера защита от вражеских летальных аппаратов еще в Первую мировую войну. Первыми их использовали англичане при защите неба Лондона. К концу 30-х годов прошлого века аэростаты стали более современными. Изменилась и тактика их применения. Теперь они поднимались одновременно в огромном количестве. В СССР они помогали в противовоздушной обороне Москвы и Ленинграда. Аэростаты вывешивались в небе в шахматном порядке, а на каждый трос подвешивалась мина. В случае, если самолет задевал трос, она срабатывала, уничтожая или повреждая бомбардировщик. На одном тросе поднимались один или два аэростата. Все вместе они создавали своеобразный экран защиты над столицей и висели всю ночь. Утром персонал постов опускал их на грешную землю.
Аэростаты показали свою эффективность уже при первом налете немецкой авиации на Москву 23 июля 1941 года. К столице пытались прорваться 150 бомбардировщиков, но удалось это сделать единицам. 15 фашистских стервятников на свои аэродромы не вернулись. Десять сбили наши летчики, трех поймали в прицел зенитные расчеты, а еще два запутались в тросах аэростатов и потерпели катастрофу. Буквально с каждым днем число аэростатов над Москвой увеличивалось. К осени они опутывали по ночам небо практически всей столицы, а наибольшее их количество защищало столицу к 1943 году, когда по ночам поднималось почти три тысячи аэростатов, которые обслуживались 440 заградительными постами. За все время обороны неба столицы аэростаты стали причиной гибели не менее 150 немецких самолетов. В последний раз вражеским бомбардировщикам удалось прорваться к столице 9 июня 1943 года. Тогда бомбы упали возле Моссовета на улице Горького и на Стромынке. Вполне возможно, что немцы еще не раз предпринимали попытки бомбить Москву, но до нее они не долетали и воздушная тревога больше за войну ни разу не объявлялась.
Командиром одного из заградительных постов аэростатов в Москве служил сержант Дмитрий Велигура. В 1941 году ему было 29 лет. Он родился и вырос в селе Новостроевка ныне Днепропетровской области Украины. С 9 лет ему пришлось батрачить, а затем подросток перебрался в Москву к отцу, куда тот переехал ранее. Выучился на столяра и в 17 лет уехал работать на строительство Магнитогорска. Через несколько лет вернулся в столицу и был принят на строительство столичного метрополитена. За ударный труд его удостоили почетной грамоты ЦИК СССР. Перед войной Велигура был ремонтником на камвольно-прядильной фабрике. В мае 1941 года его призвали на военные сборы и определили в полк аэростатного заграждения. С началом войны был назначен командиром поста.
Его отделение дислоцировалось у деревни Черепково. Сейчас это Кунцевский район Москвы. Прославивший Велигуру случай произошел 28 ноября рано утром. После ночной смены поступил приказ опустить аэростаты на землю. Внезапно в глаз мотористу, крутившему лебедку, попал осколок льда. На мгновение он отпустил ручку и этого хватило, чтобы блок лебедки зажевал трос. Тот оборвался и почти спустившийся аэростат ринулся в небо. Велигура тут же ухватился за стропу и его понесло по снегу. Он не мог отпустить материальную часть подразделения, но и понимал, что сейчас его унесет восвояси. Пока Велигуру волокло по земле, он судорожно наматывал веревку на свою руку.
И вот сержант уже в небе. Выход был только один — подняться по веревке до клапана и выпустить газ, чтобы аэростат спустился. 40 метров в морозном небе показались вечностью. Замерзшие руки без рукавиц были все в крови. Часто Велигура соскальзывал вниз. Обнадеживало только то, что ветер нес аэростат от линии фронта. Показалось Ходынское поле. Но в городе было опасно спускать аэростат, так как он мог за что-нибудь зацепиться и порваться. Затем ветер снова понес сержанта в сторону Кунцево. По пути его непонятно кто обстрелял из пулемета. Велигура успел добраться до клапана и стравить воздух. Приземлился всего в семи километрах от фронта у деревни Малино. Сегодня это пригород Зеленограда. «Летчика» обступили дети, а он не мог шевелиться — так замерз. Вскоре подъехал патруль и арестовал Велигуру для разбирательства. Аэростат привязали к повозке с двумя лошадьми и доставили в Малино.
Особисты быстро разобрались, а сослуживцы Велигуру не узнали. За этот полет он полностью поседел. Аэростат остался невредимым. Подсчитали, что он с сержантом пролетел 110 километров на высоте до тысячи метров. За свой подвиг Велигура был награжден в марте 1942 года орденом Боевого Красного Знамени. В ПВО он служил до конца войны, а потом вернулся работать на фабрику. Умер в Москве в 1993 году.
Кстати, за годы войны из Москвы улетели аж 563 аэростата. Почти двести из них были потеряны безвозвратно.