Общество

Школьному музею в столице присвоят имя Героя Советского Союза Сергея Крамаренко

22 мая 2021 года в Зале Славы Музея Победы пройдёт торжественная церемония

22 мая 2021 года в Зале Славы Музея Победы пройдёт торжественная церемония, посвящённая присвоению Московскому музею Корейской войны (1950 — 1953 г.г.) имени Героя Советского Союза Сергея Макаровича Крамаренко  (10.04.1923 – 21.05.2020 г.г.). Об этом сообщает ИА «Ветеранские вести». 

Организаторы события — Российская общественная организация «Совет ветеранов Корейской войны 1950-1953 гг.», Международный Союз общественных организаций корейцев по содействию мирному объединению Кореи «Бомминрён» при поддержке «Корейского радио», Информационного агентства «Ветеранские вести» и Международного медиа-холдинга Veterans News.

Напомним, что Министерство просвещения Российской Федерации выдало Школе № 170 имени А.П. Чехова свидетельство за № 15775 от 15 февраля 2021 года о присвоении Музею Ветеранов-Интернационалистов 64-го истребительного авиационного корпуса имени Героя Советского Союза С.М. Крамаренко.

Председатель Совета ветеранов Корейской войны (1950-1953 гг.) подполковник полиции в отставке Андрей Шин, родные и близкие Сергея Макаровича Крамаренко выразили сердечную благодарность за участие в подготовку документов и проделанную организационную работу всем, кто поддержал и принял непосредственное участие, а это:

ГБОУ «Школа № 170 им А.П. Чехова»  ЮЗАО г. Москвы (Шестакова Ольга Владимировна) на базе которой располагается музей Корейской войны, созданный С.М. Крамаренко и ветеранами Корейской войны; Директор Государственного бюджетного общеобразовательного учреждение города Москвы «Школа № 170 имени А.П.Чехова» И.А. Ярочкина; Участник Корейской войны Канов Янус Васильевич; Заместитель Председателя Совета ветеранов Корейской войны Шестаков Сергей Петрович; Бурятское отделение Совета ветеранов Корейской войны (Цыбиков Очир Цыбикович); Помощник заместителя Председателя Совета ветеранов Корейской войны Коваль Ирина Владимировна; Ответственный секретарь Совета ветеранов Корейской войны Багрова Татьяна Владимировна; ИА «Ветеранские вести» и лично Калинин Вячеслав Вячеславович; Всероссийская общественная организация ветеранов «Боевое Братство» и лично Востротин Валерий Александрович; Ассоциация общественных объединений Города-Героя Москвы Герой РФ и лично Андреев А.П.; Межгосударственный союз Городов-Героев и лично Макарычев Алексей Алексеевич, Герой Социалистического Труда, генерал-лейтенант; Ткачев Алексей Семёнович, первый паместитель Председателя Президиума, Председатель Исполнительного комитета; Председатель «Котхонрён» России — Президент Международного союза общественных организаций корейцев по содействию мирному объединению Кореи «Бомминрён»» — Ким Феликс Петрович; Российское общество дружбы и культурного сотрудничества с КНДР (Председатель — Петров В.А., ответственный секретарь — Курылева М.А., Первый заместитель председателя, к.и.н., заведующий Отделом Кореи и Монголии, Института востоковедения РАН. Воронцов А.В.).

ГЕРОЙ ОТЕЧЕСТВА

Сергей Макарович Крамаренко — советский ас истребительной авиации, участник Великой Отечественной и Корейской войн, получил золотую звезду Героя за Корейскую войну. Родился будущий лётчик в селе Калиновка Роменского района Сумской области. Окончив 10 классов школы с золотой медалью, в 1940 году поступил в Московский институт железнодорожного транспорта, однако проучился там всего два месяца. Понял, что ошибся с призванием: пришлось бросать институт, чтобы записаться в аэроклуб. После аэроклуба был зачислен в Борисоглебскую военно-авиационную школу пилотов.

С августа 1942 года Крамаренко участвовал в Великой Отечественной войне. За плечами Сергея Макаровича большой фронтовой путь от Сталинграда до Берлина. На его протяжении Герой Советского Союза не раз встречался со смертью лицом к лицу.

Во время битвы на Курской Дуге из Москвы пришел приказ – откомандировать из дивизии в Москву, в формирующийся полк асов, лучшего лётчика. Сначала выбор пал на командира эскадрильи. Но командир дивизии стал протестовать: «так у меня полк без ведущих останется». Было принято решение послать молодого, но опытного лётчика. Командование выбрало Сергея Макаровича, тогда уже получившего звание младшего лейтенанта. Выдали документы и отправили в расположение 19-го Краснознамённого полка. Эта часть формировалась по личному приказу командующего ВВС Новикова для свободной охоты. Полк должен был бороться с немецкими асами за превосходство в воздухе.

Командовать новым полком доверили Льву Львовичу Шестакову. Это был один из самых известных командиров советских ВВС, сформировавший в годы войны два лучших истребительных полка. Обучал он пилотов, не как свободных охотников, а как подразделение, которое должно воевать в крупных сражениях.

Лётчики должны были воевать группами по эскадрильям. Минимум, звеньями, не парой. Главным упором был бой за высоту. Когда полк или группа лётчиков встречается с немцами, то она должна сначала добиваться превосходства в высоте. Установка была чёткая – сначала должны набирать высоту, а потом уже уничтожать немецкие самолёты. Это была тактика легендарного Александра Ивановича Покрышкина.

Во время боёв в районе города Проскуров на Украине 19 марта 1944 года будущий Герой СССР был сбит немецким истребителем и попал в плен. Самолет Ла-7, которым управлял Сергей Крамаренко, сильно тряхнуло на одном из виражей. Лётчик почувствовал острую боль в левой ноге, а через секунду пламя из моторного отсека перекинулось в кабину, обожгло лицо.

Сергей Макарович каким-то чудом сумел открыть кабину и выпрыгнуть. Очнулся на земле, когда его уже обыскивали немцы. На машине его отвезли в немецкий штаб на допрос, предварительно кое-как перевязав раны на ногах.

«Сначала они меня приняли за танкиста, — я так обгорел, как обычно обгорали танкисты. И какая форма на мне была, понять было невозможно. Я сказал немцам, что я лётчик. Тут же прозвучал приговор – расстрелять! Меня отвели к той же машине, но она, на мое счастье, не хотела заводиться.

В то время, как водитель пытался её починить, в штаб подъехало какое-то начальство. Ко мне подошел офицер в «серебряных» погонах, — видимо, генерал. Спросил: «Кто ты?», я опять сказал, что я – лётчик. Он немного подумал, и велел везти меня в госпиталь», — вспоминает Сергей Макарович.

Через неделю его освободили вошедшие в Проскуров советские войска. После этого Крамаренко переболел сыпным тифом и воспалением лёгких, лишь в сентябре был вновь допущен к лётной работе. Последний воздушный бой летчика в Великой Отечественной войне состоялся 20 апреля 1945 года в небе над Берлином.

«Против нас в этом бою было 24 Фоке-Вульфа. Мы сбили пять штук, и они развернулись и ушли. Немецкие воздушные асы, надо сказать прямо, сражались с нами только до конца 1943 года. А потом пошли уже неопытные, молодые лётчики, сразу из училищ, видимо. Они нам были не соперники», — вспоминает Крамаренко.

Плен аукнулся Сергею Макаровичу перед командировкой в Корею, когда у «органов» вдруг возник запоздалый вопрос, как всё-таки он попал в руки врагов. И не быть бы ему через год Героем СССР, если бы не тогдашний командующий ВВС Московского военного округа генерал Василий Сталин, рубанувший с плеча: «Не морочьте мне голову – за шесть дней этот лётчик немцем никак не мог стать».

В НЕБЕ КОРЕИ

А Корея – особая статья в судьбе Крамаренко. Там его лётное и боевое мастерство достигло совершенства. С апреля 1951 года в составе 176-го гвардейского истребительного полка дивизии Ивана Кожедуба он участвовал в боевых действиях против американских самолетов. Наши МиГи базировались на аэродроме Аньдун, а пилотировавшие их лётчики официально числились китайскими добровольцами.

Первый воздушный бой между советскими и американскими самолётами произошел 1 ноября 1950 года. В небе Северной Кореи встретились четыре МиГ-15 и три американских «Мустанга». В результате боя были сбиты 2 «Мустанга», у наших ВВС потерь не было.

Первые же схватки в воздухе показали, что американские реактивные самолеты F-80 «Шутинг Стар» и F-84 «Тандерджет» значительно уступают советским МиГ-15 по скорости, скороподъемности и особенно по вооружению, в результате чего воздушные бои заканчивались их поражением и бегством.

Господство американской авиации в корейском небе закончилось. Потери американских ВВС в воздушных боях с МиГ-15 вынудили командование ВВС США срочно направить в начале 1951 года на Корейский полуостров свои новейшие истребители F-86 «Сейбр» («Сабля»).

«Мы учились воевать с «Сейбрами» по ходу дела. Задача была непростая, тем более, что нам категорически было запрещено летать над водой, а ведь дело происходило на Корейском полуострове – как не летать над водой? Но приказ – есть приказ, и иногда исполнение этого приказа сильно затрудняло, сковывало наши действия, но мы все равно победили», — вспоминает Сергей Крамаренко.

В одном из боёв Сергей Макарович «простил» австралийского лётчика. «Глостер Метеором», по словам ветерана, управлял явно молодой, неопытный пилот. И советский лётчик решил его не сбивать.

Сам же Крамаренко испытал на себе совсем другое отношение, когда его самолёт был сбит противником, и советскому лётчику пришлось катапультироваться. «Когда я спускался на парашюте, дважды американец, делая заходы на своем истребителе, пытался меня расстрелять из крупнокалиберных пулемётов, но мне повезло – ни одной царапины», — вспоминает летчик.

За десять месяцев участия в боевых действиях в Корее летчики дивизии под командованием полковника И.Н. Кожедуба сбили 215 самолетов противника, потеряв своих 10 пилотов и 23 самолёта.

Главным в этих событиях Крамаренко считает то, что наши лётчики нанесли существенный урон стратегической авиации США, чем спасли тысячи мирных корейских жителей. Сам Крамаренко в Корее был командиром эскадрильи с декабря 1951 г. Лично сбил 12 самолетов, 2 из которых были австралийские «Метеоры». За проявленную отвагу майору Крамаренко было присвоено звание Героя Советского Союза.

После возвращения на Родину Сергей Макарович Крамаренко продолжил службу в рядах авиации. В отставку вышел в 1981 году, будучи генерал-майором. Несмотря на возраст, активно принимал участие во многих мероприятиях. Принципиально отказывался от предоставления автомобиля, ездил на общественном транспорте, как простой гражданин.

Ушёл из жизни 21 мая 2020 в возрасте 97 лет.

Ошибка загрузки