Система среднего профессионального образования напрямую влияет на развитие российской промышленности
Так считает руководитель Института развития профессионального образования, член Общественной палаты Российской Федерации Наталия Золотарева
Развитие системы среднего профессионального образования (СПО) находится в фокусе внимания руководства страны. Обеспечение импортозамещения и технологического суверенитета, ответы на современные вызовы зависят от уровня и качества среднего профессионального образования, которое способны предоставить колледжи и техникумы. Редакции медиахолдинга «Регионы России» удалось поговорить с Наталией Золотаревой о тенденциях и актуальных вопросах развития системы среднего профессионального образования в России. Наталия Михайловна возглавляет Институт развития профессионального образования с 2021 года, является членом Общественной палаты РФ.
Наталия Михайловна, здравствуйте! С чем связано повышенное внимание к среднему профессиональному образованию?
Повышенное внимание к системе среднего профессионального образования в настоящий момент не случайно. Я хотела бы подчеркнуть две предпосылки:
Первая – несомненно, это развитие промышленности. Система среднего профессионального образования имеет тесную, я бы даже сказала, генетическую связку с индустрией. Все изменения, которые происходят в конкретной отрасли экономики, отражаются на системе среднего профессионального образования. Сейчас мы наблюдаем рост запроса промышленности на кадры. Предприятия приходят в колледжи, готовы выстраивать тесные конструктивные взаимоотношения, принимать активное участие в подготовке кадров.
С другой стороны, в результате планомерных реформ, которые проводило государство в последние годы, система среднего профессионального образования по своему качественному содержанию, материальному оснащению, укомплектованности оборудованием, квалификации руководящего и педагогического состава вышла на новый уровень.
Главным показателем изменений является доверие и интерес к программам среднего специального образования со стороны выпускников школ. Как сообщил в начале 2023 года Президенту РФ В.В. Путину Министр Просвещения С.С. Кравцов, более 60% выпускников 9-х классов выбирает среднее профессиональное образование. Получая прикладную квалификацию, молодежь осуществляет быстрый выход на рынок труда, возникают дополнительные возможности выстраивания последующей образовательной и профессиональной траектории.
Кто сегодня становится участником становления и развития системы СПО в России?
Традиционно формирование системы среднего профессионального образования, ее развитие — это результат консолидации усилий бизнеса, образования и власти, только вместе можно решить эту задачу.
И, соответственно, здесь работодатели играют большую роль. Предусматривается ли активное участие работодателей в формировании программ обучения подготовки специалистов?
Несомненно, работодатель является основным заказчиком подготовки кадров. Даже в самые сложные времена, которые переживали и промышленность, и система среднего профессионального образования, не прерывалось их взаимодействие. Сегодня же внимание к такому сотрудничеству акцентировано. В прошлом году в Российской Федерации запущен Федеральный проект «Профессионалитет», который призван реализовать лучшие практики и механизмы взаимодействия с работодателями, встроить профессиональный контекст в учебный процесс, начиная с первого года обучения. Большое внимание уделено обучению на рабочем месте, производственной практике, а также предоставлению наставников со стороны предприятия. Реализуется участие работодателей в проектировании требований к подготовке кадров, организации учебного процесса, оценке качества подготовки специалистов. Шагом к усилению связки с предприятиями является проведение демонстрационного экзамена по стандартам работодателей.
Еще раз подчеркну, что работодатель — ключевой партнёр учреждения среднего профессионального образования. Именно он формирует четкий запрос на компетенции и квалификацию необходимых специалистов.
На фото слева направо: Жанна Тян и Наталия Золотарева
Скажите, как ИРПО планирует через чемпионат для массовых профессий создать систему подготовки специалистов для предприятий?
Новое чемпионатное движение «Профессионалы» формирует набор инструментов обеспечения экономики высококвалифицированными рабочими кадрами.
Первый – это линейка категорий участников: от школы (юниоры) до рабочих мест на предприятиях (молодые специалисты) через систему СПО (студенты). Второй — формирования общенациональных экспертных сообществ по компетенциям (на сегодня в чемпионатном движении 248 компетенций).
Чемпионат является эффективной площадкой обмена успешными практиками подготовки, наставничества в школах, колледжах/техникумах, учебных центрах предприятий. В работу на чемпионатах в качестве экспертов и разработчиков задания привлекаются представители работодателей. Происходит аккумулирование лучших практик и внедрение их как на федеральном уровне посредством запроса рынка труда к компетенциям специалистов, так и быстрое изменение региональной системы подготовки через точечный запрос регионального рынка труда при системном включении в задания конкретных требований региональных работодателей.
Работа представителей работодателя на площадках чемпионатов в качестве индустриальных экспертов позволяют компаниям формировать кадровый резерв, понимать общий уровень выпуска из системы СПО, напрямую взаимодействовать с мастерами производственного обучения для повышения качества подготовки студентов.
Третий инструмент — предоставление профильным работодателем возможности для победителей и призёров региональных этапов пройти стажировку или практику, а также получить предложение о вакансии. Даже с учетом отложенного во времени трудоустройства (необходимо закончить обучение) часто работодатели готовы ждать качественные кадры.
Четвертый инструмент — проведение части чемпионатов Всероссийского чемпионатного движения на площадках корпоративных чемпионатов, где в том числе соревнуются представители предприятий, позволяет делать прямое сопоставление уровней подготовки специалистов с действующими работниками предприятий. Работа студентов на оборудовании с учетом корпоративных стандартов даёт более полное представление о выбранной профессии, рабочем месте и собственных возможностях.
Многие предприятия развивают систему дуального обучения и заключают договоры с колледжами о подготовке специалистов или комплексном подходе к развитию профессиональной компетенции.
Планируется ли взять лучшее из опыта предприятий для развития системы СПО?
Дуальное обучение, при котором теоретическая подготовка проходит в учебном заведении, а практическая – на рабочем месте на предприятии, несомненно, оптимальная модель взаимодействия колледжа и предприятия. И система среднего профессионального образования совместно с предприятиями на протяжении последних десяти лет его активно внедряет. В федеральном проекте «Профессионалитет» дуальное обучение является его обязательным элементом: это и освоение профессии с первого курса, и высокая доля практической подготовки, обучение на рабочем месте, наставничество со стороны предприятия, договоры о целевом обучении и пр. Управление профессионально-образовательным кластером в Профессионалитете происходит через управляющие советы (компании), где работодатель – полноправный партнер управления подготовкой кадров.
Какую роль играет ИРПО в реализации стратегии развития среднего профессионального образования и формирования прикладных квалификаций на период до 2030 года?
Институт развития профессионального образования по поручению Минпросвещения России обеспечивает реализацию всех проектов развития системы среднего профессионального образования в Российской Федерации. Команда института обеспечивает аналитическую проработку новых проектов, их запуск и реализацию. На нашей площадке действует проектный офис федерального проекта «Профессионалитета». ИРПО обеспечивает развитие движений чемпионатов профессионального мастерства «Профессионалы», «Абилимпикс». Мы проводим серьезную организационную и аналитическую работу по разработке образовательных стандартов, примерных программ, проведению в колледжах демонстрационного экзамена и другие значимые проекты развития. Осенью откроются Федеральные технопарки профессионального образования в Калуге и Нижнем Новгороде, которые станут площадками повышения квалификации мастеров производственного обучения, преподавателей, студентов и специалистов.
Наталия Михайловна, а как определяется кого и чему учим? На что опираются и из чего исходят?
Если вас интересует формирование контрольных цифр приёма на подготовку кадров среднего профессионального образования, то этот заказ формируется как на федеральном, так и на региональном уровне.
Но 90% объём государственного задания формируется на уровне субъектов Российской Федерации. Традиционно основой для планирования объёмов и структуры подготовки кадров является региональный заказ. В федеральном проекте «Профессионалитет» реализуется отраслевой подход к управлению системой подготовки рабочих кадров, поэтому при планировании обьемов и структуры подготовки дополнительно опираются на позицию отраслевых ассоциаций. Таким образом, происходит планирование не только в региональном, но и в отраслевом межрегиональном разрезе: какие специалисты, какой квалификации в каком объеме требуются. Это позволяет более системно выстраивать работу по планированию. Хотела бы отметить, что в этом году во всех субъектах Российской Федерации отмечается повышение объемов государственного задания на подготовку кадров. Это как раз отражает увеличение внимания к системе среднего профессионального образования, о чем вы спрашивали в начале разговора. Повышается запрос на кадры.
Если же говорить о запросе на подготовку кадров с точки зрения федеральных образовательных стандартов, то здесь ключевую роль играет экспертное сообщество федеральных учебно-методических объединений. При разработке образовательных стандартов они взаимодействуют с советами по профессиональным квалификациям и опираются на профессиональные стандарты, а если таковых еще нет, то на экспертную позицию представителей отрасли. Также эффективным инструментом оперативного отслеживания «чему учить» являются чемпионаты. Как уже говорила, в работу на чемпионатах в качестве экспертов и разработчиков задания привлекаются представители работодателей. Затем эти задания анализируются и внедряются в программы и образовательные стандарты.