Сможет ли искусственный интеллект заменить преподавателя?
Возможности развивающегося искусственного интеллекта, доступные еще недавно только узкому кругу специалистов, сегодня становятся достоянием все большего количества граждан
Сейчас информация, связанная с упоминанием нейросетей, стала постоянной темой сообщений в различных источниках. Возможности развивающегося искусственного интеллекта, доступные еще недавно только узкому кругу специалистов, сегодня становятся достоянием все большего количества граждан. Громко освещался недавний инцидент, когда московский студент Российского государственного гуманитарного университета за сутки написал диплом с помощью нейросети ChatGPT, а после успешно защитил «творчество ИИ». Но если нейросети могут имитировать подтверждение знаний такими дипломами, возможно и обучением в ближайшем будущем станут осуществлять нейросети? Так ли это, и стоит ли опасаться преподавателям новых роботов-конкурентов, мы спросили у топ-методолога, создателя онлайн-курсов и основателя образовательного проекта «Школа смыслов» Дианы Гладких.
Какие профессии «уберут» с рынка нейросети
Прогресс ничем не остановить и действительно нынешние версии нейросетей уже способны заменить отдельные профессии, причем в недалеком будущем список этот станет только пополняться. Многие из экспертов рынка допускают, что не далее чем через 2-3 года функции ряда профессий будут практически на 100% выполняться нейросетью, причем лучше, чем человеком.
К такому списку специалисты относят программистов, секретарей, продавцов, копирайтеров и даже врачей отдельных специализаций. Но я уверена, что профессия преподавателя стоит в этом ряду особняком и в этот перечень не входит, потому что педагог — это не только человек, передающий знания, но в первую очередь, развивающий и воспитывающий. Для педагога важны эмоции, быстрая реакция на нестандартные вопросы и человеческое участие в контакте с учеником, что не сможет сымитировать ни одна машина. На уроках и лекциях, особенно в коллективе и в оффлайне невозможно просчитать все версии возможных ситуаций, а сориентироваться в них можно только благодаря опыту и интуиции.
Эмоции в программу не заложить
Искусственный интеллект, на основе которого созданы нейросети, при всей стремительности их развития — это еще не тот сильный интеллект, которым обладает человеческое сознание. В его искусственную программу заложены только те данные, которые были высчитаны и продуманы естественным интеллектом человека. И в ближайшее время то, что отличает нас от нейросетей — креативное мышление, эмоциональные составляющие, творческий процесс, рефлексия — искусственному интеллекту неподвластны.
Чтобы нейронная сеть сравнялась с человеческим разумом, она должна жить и существовать как человек, причем развиваться в процессе всей своей жизни, меняя направления в зависимости от настроения, интересов, окружающей действительности, внутренних переживаний и внешних раздражителей. А нейронная сеть — это математическая модель, созданная по подобию человеческого мозга. Она в сотни и даже тысячи раз быстрее человека находит правильные решения по запрограммированным и заложенным в нее алгоритмам, и потому ее участие подойдет для осуществления монотонных, однотипных операций, став удобным подспорьем для автоматического решения рутинных задач. Но любая работа, отличающаяся от заранее определенных рамок, поставит искусственную. нейронную сеть в тупик и приведет к ошибкам.
Нейросеть, как инструмент, но не как конкурент
Что касается обучающих онлайн-курсов, дополнительного или бизнес-образования, то в этой нише искусственный интеллект станет серьезным подспорьем в обучении. Возможность нейросетей обрабатывать большие объемы информации, за короткое время находить и выстраивать по заложенным алгоритмам контент — это все то, что в сотрудничестве с человеком только улучшает обучающие программы. А вот заменить сам процесс обучения нейросети не смогут. Ведь преподаватель обучает студентов не только прикладным навыкам.
В обучении человеку важно правильно оценить себя, отрефлексировать, понять что ты делаешь правильно, где ошибаешься — при этом отметить степень и качество ошибки. В обучении важна именно самооценка, самоанализ, комментарии и правки наставника, да и сам процесс обучения — это не только передача знаний и информации, это умение настроиться на предмет, а не просто технически заполнить данные.
Профессия «учитель» не исчезнет
Не стоит сейчас так волноваться о том, что профессия педагога исчезнет. Вспомните, как с появлением интернета мы вдруг осознали, что учитель перестал быть единственным источником информации. С открывшейся дверью к любым знаниям в ресурсах всемирной паутины, сам учитель никем не заменился. Напротив, появился другой вопрос: как отфильтровать ненужную информацию, как выбрать полезное, эффективно усвоить и применить потом эти знания. С уходом в период пандемии в онлайн, учить стали все, даже те, кто не обладал педагогическими навыками.
Произошел просто бум курсов, тренингов, непонятных, порой, программ. Но сейчас, когда народ разобрался в ситуации и осознал, что невозможно переварить всю поступающую информацию без вреда для собственной психики, люди научились стали искать хороших преподавателей, и потребность в настоящих учителях стала еще выше.
Педагог дает больше, чем новые знания, он открывает для обучающегося возможность осознавать процесс внутреннего роста, позволяет увидеть собственное развитие и на практике применить полученные навыки. Ведь мало просмотреть десятки примеров и решить сотни тестов, которые предложит ИИ, нужно на их основе научится предмету, вырасти на этих задачах, и здесь сможет помочь только педагог, только настоящий учитель.
Под контролем человека
Конечно, человеческий мозг, даже самый выдающийся, никогда не сравнится с производным нейронной сети — искусственным интеллектом. Нейросеть быстрее человека находит правильные решения по запрограммированным и заложенным в нее алгоритмам, в этом смысле, ее участие подойдет для монотонных, однотипных операций и станет удобной для автоматического решения рутинных задач.
Но любая работа, отличающаяся от заранее определенных рамок, поставит ее в тупик и приведет к ошибкам. Кроме того, искусственный интеллект отличается от традиционных программ анализа данных своей способностью учиться распознавать шаблоны с помощью алгоритмов машинного обучения, а затем принимать на основе этих шаблонов, самостоятельные решения, находя самый подходящий по программе вариант. Но именно в этом многие ученые усматривают и скрытую опасность. Так, когда чат-бот с искусственным интеллектом, помогает решать технические вопросы, отвечая например на звонки пользователей — это безобидный вариант помощника, а когда продукт нейросетей стоит на вооружении крупнейших корпораций мира — то это уже серьезная игра.
Многие эксперты из разных стран сходятся в одном: работу нейросетей нужно тщательно проверять и контролировать. ИИ не способен анализировать собственный контент, не создает что-то принципиально новое и не учитывает множество моментов, присущих человеческому сознанию, например, этические, что является одним из составляющий человеческого общества. При этом в своих рекомендациях специалисты отмечают, что системы искусственного интеллекта должны обязательно находиться под контролем человека, быть безопасными, понятными и недискриминационными.
Нейросеть поможет распознать плагиат
Что касается истории с предприимчивым студентом, который за сутки написал и даже защитил свой диплом, то она послужила определенным звонком на предмет проверки работ от такого машинного плагиата. Так, например, один известный портал проверки текстов на уникальность анонсировал на днях новый продукт, который направлен на распознавание текстов, написанных при помощи искусственного интеллекта. И если в СМИ такие инструменты применяются, а читатель даже не замечает подобные информационные сообщения, созданных нейросетью, то в случае с работами студентов, такие труды будут теперь тщательно проверяться.
Кто бы не написал текст для СМИ — искусственный или человеческий мозг — его в конечном счете доведет до совершенства профессионал журналистики и затем проверит редактор. А у дипломной работы совсем другая задача — в ней фиксируется результат всех лет обучения студента на факультете и она должна как раз показать, чему научился выпускник, претендующий на статус дипломированного специалиста. Так что теперь не только дипломы, но и любые тексты можно будет проверить при помощи нейросетей, которые помогут распознать творчество себе подобных.