Страшный и ужасный ЕГЭ
В этом году более 700 000 российских выпускников сдают ЕГЭ
Школьники усиленно готовятся к этому важному экзамену: результаты ЕГЭ это не только подведение итогов школьного обучения, но и шанс поступить в желанный ВУЗ на «бюджет». Поэтому ЕГЭ можно назвать не только волнующим, но и в буквальном смысле судьбоносным событием.
О том, как лучше подготовиться и на что обратить внимание выпускникам 2019 года расскажет психолог, коуч, автор специальной методики по подготовке к ЕГЭ Андрей Треногов.
До сдачи ЕГЭ осталось всего несколько недель. Может ли ученик что-либо изменить за такой короткий срок? Ведь на этом экзамене проверяются знания, полученные за годы школьного обучения?
ЕГЭ существует уже десять лет и за это время он превратился из «угадайки» в действительно трудный экзамен, на котором не спишешь и с проверяющим не договоришься, так как даже неизвестно, кто будет проверять вашу работу. Поэтому, чтобы сдать ЕГЭ на 100 баллов нужно готовиться за долго до его наступления. Но большинству выпускников 100 баллов и не нужно. Ведь если вы знаете в какой ВУЗ и на какой факультет собираетесь поступать, стоит посмотреть проходной балл прошлого года и исходить из него. Может быть на «пробниках» вы набираете 80 баллов по Русскому языку, а вот по математике всего тридцать. И конечно не имеет большого смысла потратить оставшееся до экзамена время на прибавку нескольких баллов к Русскому, лучше бросить все силы на математику и прибавить за оставшееся время 10-20 баллов к тридцати, чтобы в итоге набрать проходной балл в желанный ВУЗ.
Многие выпускники перед ЕГЭ испытывают сильное волнение, особенно в день экзамена. Говорят, что стресс помогает сосредоточиться, но часто происходит обратное: волнение отвлекает от решения задач, внимание ослабляется, тратится больше драгоценного времени на чтение и понимание задания. Можно ли самостоятельно справиться с этим стрессом? Что бы вы посоветовали как психолог экзаменующимся и их родителям?
Какое-то волнение будет в любом случае, это ведь слишком значимое событие. Для ученика важно помнить, что, когда вы зайдете в класс, уйдет почти 40 минут на печать бланков. Поэтому не надо сидеть и напряженно чего-то ждать, можете прилечь на парту и отдохнуть или потягиваться и вспоминать какие-то приятные события. А когда поймете, что до старта остается пару минут, сядьте (именно сядьте, а не просто представьте) так, словно знаете ответы на все вопросы и уверены в своем успехе. При таком положении тела, всего за две минуты, изменится гормональный фон: снизится уровень картизола – гормона стресса и повысится уровень эндорфинов – гормона радости. И это просто физиология. И когда получите свой вариант, сделайте глубокий вдох-выдох и начинайте. И помните, что спокойствие и уверенность сильно связано с чувством успеха, поэтому, когда начинаете решать задания используйте принцип «антитормоз» — то есть решайте в первую очередь то, что решается. А позже вы сможете вернуться к заданиям, которые пропустили. Практика показывает, что потом они кажутся уже не такими сложными.
Ну, а родителям важно показать, что они будут любить своего ребенка вне зависимости от полученных оценок.
Расскажите, как ваша методика помогает лучше подготовиться к ЕГЭ? Правда ли что показатели после прохождения тренинга по этой методике значительно улучшаются – фактически школьник получает более высокий балл по ЕГЭ?
По официальным тестированиям, всего за три-четыре дня тренинга по нашей методике ученики в среднем повышают результат на 14 баллов по сдаваемому предмету. При этом отличники повышают свой результат всего на несколько баллов, но вот тех, кого мы называем «отстающими» учениками, делают резкий скачок вперед – на десять, двадцать, а иногда и сорок баллов.
В чем уникальность такого подхода?
Мне не кажется, что здесь есть что-то уникальное. Когда мы придумывали название «Катализатор образовательных технологий» то исходили именно из того, что не собираемся придумывать что-то новое, мы взяли хорошо известные педагогические приемы и адаптировали под современные условия и то, что было индивидуальным, сделали массовым. Все просто: в учебном предмете есть часть «знаниевая», а есть «навыковая». Для приобретения навыков, как правило требуется много времени, а вот знания можно приобрести быстро. Но для этого они должны подаваться не последовательно, как в учебниках, а целостно; и не все подряд, а сначала главное, без чего предмет изучить невозможно (определения, типология, формулы, теоремы, даты, правила...) и только потом все остальное (тексты из учебников, уроки, видео уроки, примеры...).
Доступна ли такая форма подготовки любому заинтересованному школьнику?
Я бы сказал, методика подходит большинству. Она слишком отличается от привычной модели обучения, но результат вы заметите сразу. И более того, школьники, которые обучились данной методике и успешно сдали ЕГЭ, говорят, что им это помогает легче осваивать любую учебную дисциплину в ВУЗе, т.к. уже сами могут учиться более структурно и эффективно.
Можете ли вы рекомендовать какую-либо стратегию для оптимизации подготовки к экзаменам?
Я рекомендую готовиться интервальным методом и использовать так называемые «спринты». То есть готовиться короткими, но максимально интенсивными временными отрезками. Многим трудно учиться, осознавая требуемый объем материала, а вот учиться максимально интенсивно, но всего пятнадцать минут сможет практически любой.
Например, пятнадцатиминутный спринт выглядит так:
1 минута – настройка на учебу: в это время вы ничего не делаете, просто готовитесь: открываете учебник, достаете карандаш, ручку, думаете о том, что ровно через минуту вы начнете активно готовиться к экзамену.
15 минут – максимально активное обучение. Правила: выключен телефон и ни на что не отвлекаемся.
3-4 минуты – резкое переключение на другую деятельность или отдых. Поменяйте при этом положение тела, встаньте, пройдитесь или наоборот лягте. Можно зайти в соц сеть или послушать мелодию... Но, как только звучит таймер, вы начинаете весь цикл спринта с начала.
В результате за один час у вас будет три спринта, за которые вы сделаете значительно больше, чем если бы учились 45 минут подряд. Да еще и устать не успеете.
Существуют ли какие-то способы облегчить запоминание информации?
Ну первое это правильное структурирование материала. Нужно увидеть, как предмет выглядит целиком, что в нем главное, второстепенное и т.д. Представьте учебный предмет в виде елки, где ствол – это сам предмет, крупные ветки – его главные разделы, ветки поменьше – темы, иголки – смыслы, заложенные в тему, и наконец игрушки – интересные примеры из жизни.
Второе, это использовать принципы работы с информацией. Такие как, интенсивность, «антитороз», принцип «воронки». Об этом можно почитать более подробно на сайте https://kot.education/ в разделе «Школьные предметы». И третье, это использовать мнемотехники – специальные приемы, которые позволяют запоминать практически любой материал гораздо быстрее. Но для использования мнемотехник их сначала нужно изучить, а на это уходит два-три дня практики. О приемах запоминания можно так же прочитать на сайте https://kot.education/, в разделе «Нейрофитнес».
Андрей Васильевич, может быть есть еще какие-то, как сейчас говорят полезные лайфхаки, которые могут помочь ученику на экзамене?
Хорошо поешьте перед экзаменом. Враг нормального мышления – гипогликемия (понижение сахара в крови). Она может возникнуть, если поесть только сладкого. В этом случае через несколько минут вы получите активацию мозговой деятельности, но через пол часа она снизится и возможно сильно. А для столь важного дня это недопустимо.
Пусть в вашем приеме пищи будет, что-то из белка (мясо, рыба, птица, морепродукты, яйца, соевые продукты), что-то из сложных углеводов (греча, рис, макароны твердых сортов, картофель (не стоит при диабете)) и клетчатка (огурцы, помидоры, зелень...). Это даст длительное чувство сытости. Ну и запейте это все чаем или кофе (обязательно горячим!) с чем-то сладким.
Во время экзамена вы имеете право выйти из класса. Я рекомендую каждый час на несколько минут встать и немного пройтись. Это улучшает кровообращение в целом (и мозговое в частности) и дает возможность сознанию немного переключиться. Многие отмечают, что после такого перерыва возвращаются за парту, отдохнувшим и словно «подпитались» энергией.
Так же во время такого отдыха стоит попить воды (именно воды, а не каких-либо сладких напитков), которую вы можете принести с собой. Вода очень сильно влияет на мозговые процессы и часто, именно ее нехватка в организме, является причиной не достаточной активности мышления. И еще во время такого мини перерыва можно перекусить энергетическим батончиком с мюслями и фруктами (не шоколадкой!). Обычно такие батончики продаются в аптеках.
Ну и для тех, кто сдает обществознание (а таких большинство). Орфографию и пунктуацию при проверке эссе учитывать не будут, а четыре часа, отведенные на экзамен, пролетят очень быстро. Поэтому, когда придет время эссе, составьте на черновике только план и сразу пишите на чистовую. На этом этапе главное изложить свою мысль. Даже, если захотите на чистовике что-то зачеркнуть, это никак не повлияет на итоговую оценку.
Ну что же, спасибо, Андрей Васильевич. С нами был руководитель компании «Катализатор образовательных технологий» Андрей Васильевич Треногов.