Султан Амет-Хан
Дважды Герой
Сводка Совинформбюро за 29 мая 1942 года:
Утреннее сообщение
В течение ночи на 29 мая на Изюм-Барвенковском направлении ваши войска вели упорные бои с танками и пехотой противника.
На других участках фронта существенных изменений не произошло.
Вечернее сообщение
В течению 29 мая на Изюм-Барвенковском направлении наши войска продолжали вести оборонительные бои и отражали атаки танков и пехоты противника. На остальных участках фронта ничего существенного не произошло.
За 28 мая уничтожено 53 немецких самолёта. Наши потери — 21 самолёт.
В Баренцевом море потоплены немецкий тральщик водоизмещением в 800 тонн и транспорт противника водоизмещением в 12 тысяч тонн.
За 28 мая частями нашей авиации на разных участках фронта уничтожено или повреждено 15 немецких танков, 100 автомашин с войсками и грузами, 35 подвод с
Боеприпасами, 7 полевых и зенитных орудий, 10 зенитно-пулемётных точек, разбито два железнодорожных эшелона, взорвано 2 склада с боеприпасами, рассеяно и частью уничтожено до трёх рот пехоты противника.
Султан Амет-Хан
В конце мая 1942 года 21-летний лейтенант, летчик-истребитель служил в ПВО города Ярославля. В небе над древним русским городом немецкие самолеты тогда были частыми гостями. Одного из них и заметил в своем очередном вылете Султан. Это был бомбардировщиков «Юнкерс-88». Наш летчик израсходовал весь боезапас, но так и не смог его поразить. Тогда Амет-Хан пошел на таран. При ударе «Харрикейн» Султана застрял крылом в загоревшемся «Юнкерсе». Лейтенант успел выпрыгнуть с парашютом. Это была его первая воздушная победа — и сразу тараном!
Потом Амет-Хан воевал под Воронежем, Сталинградом, на Кубани, на Украине и в Крыму. А свой последний немецкий самолет он сбил над Берлином 29 апреля 1945 года. Это был 30 вражеский самолет на его счету, еще 19 он сбил в группе.
За годы войны стал дважды Героем Советского Союза, награжден 3 орденами Ленина, 3 орденами Боевого Красного Знамени, орденами Красной Звезды, Александра Невского и Отечественной войны I степени.
После войны ушел в запас, но продолжал летать как летчик-испытатель летно-исследовательского института в Жуковском Московской области, где и жил все послевоенные годы.
Амет-Хан погиб 1 февраля 1971 года во время испытательного полета на летающей лаборатории ТУ-16.