Улица Кой-кого или когда идти к логопеду?
Ребенок должен начать говорить не позднее трехлетнего возраста, уверяет нейропсихолог
Речь человека развивается постепенно. Малыш только появился на свет и уже с первых дней он учится понимать эмоции, слова, реагировать на них улыбкой, движением. Затем появляются первые звуки, а за ними слоги, которые позднее складываются в слова.
Ребенок начинает говорить, и порой только родители понимают эту речь. Но к какому возрасту стоит ожидать понятной речи, правильных звуков, четкого произношения? Об этом изданию «Вести Подмосковья» рассказывает логопед-дефектолог, нейропсихолог Элли Юрьевна Караваева.
«Тенденция последних лет свидетельствует о задержке речевого развития детей, на это влияет множество факторов: питание, экология, информационный прогресс. Речь — это индивидуальный процесс, но важно знать информацию, на которую родителям стоит обратить внимание:
1) Рекомендую забыть семейные истории, про то, что троюродный дядя по отцовской линии заговорил в 7 лет. Ребёнок в три года должен говорить, как взрослый, за исключением некоторых звуков. Если этого не происходит — бежим к дефектологу.
2) Минимизировать просмотр мультфильмов и уж тем более компьютерных игр. Они растормаживают нервную систему и мешают речевому развитию. Совет: слушайте аудиосказки, это намного полезнее, к тому же они, помимо речи, развивают память и воображение.
3) «Оречевляем» каждое своё действие. То есть описываем предметы, действия, рассказываем ребенку как и что называется. Понимаем малышу познавать мир детально. Помимо расширения словарного запаса ребёнка, это ещё и межличностная коммуникация, так необходимая в раннем возрасте.
Порой родители сами учат детей коверкать слова, используя детские варианты названий предметов: гав-гав вместо собака, бибика вместо автомобиль. Я рекомендую изменять слова, но правильно, упрощать, а не коверкать: например, не собака, а пёс. Или мы говорим: корова, это сложное слово и малышу сложно его повторить — поэтому говорим — корова-Му. Но правильное название обязательно произносим! Учим детей грамотно говорить изначально!
4) Играем! Самостоятельная сюжетно-ролевая игра появляется к 4 годам, но для этого необходимо с раннего возраста учить ребенка игре, проигрывать сюжеты.
5) Помним основные закономерности:
— 1.5- 2 месяца — появляется гуление
— в первый год жизни звуки- М, Н, Г, К, Б, П
— к двум годам чётко произносим Гласные А, О, У, И, согласные : Т, Д, В, Ф
— к трём годам, говорим все звуки, за исключением Р, Л, Ш, Ж
— к 6 годам заканчивается формирование звукопроизношения.
Меня часто спрашивают о подрезании уздечки, которое практиковалась раньше. Сегодня к этой операции прибегают все реже и реже, к счастью. С помощью логопеда-дефектолога, при необходимости, возможно естественное растяжение уздечки путем специальных артикуляционных упражнений. А масса наглядного материала, специальные логопедические игрушки, книги делают эти занятия не только полезными для речи, но и дарят радость, способствуют общему развитию ребенка. Современное занятие с логопедом — это удовольствие, а не мучение.
Интересный факт: для получения некоторых профессий требуется четкая дикция и отсутствие логопедических проблем. Например, чтобы стать пилотом, нужно иметь не только крепкое здоровье, но и говорить четко, без запинок и ошибок. На это медицинская комиссия обязательно обращает внимание.
А что делать взрослому человеку с логопедическими проблемами? Не бояться идти к специалистам и заниматься. Мой опыт показывает, что и в 40 можно начать заниматься с логопедом и исправить то, что обычно исправляется в детском возрасте.