Транспорт

«Умный светофор» разгрузил проблемный перекресток в Долгопрудном

Протяженность дорожных заторов сократилась на 40%

Минтранс Подмосковья продолжает оптимизировать существующую улично-дорожную сеть и ликвидировать «глупые» пробки на дорогах региона. По многочисленным просьбам граждан и жалобам на протяженные заторы была проведена модернизация светофора в Долгопрудном на проблемном перекрестке Новое шоссе – Энергетическая улица – съезд с Дмитровского шоссе.

Интегратором проекта выступила компания «МВС Груп» – технологический партнер Московской области в сфере безопасности дорожного движения и оптимизации транспортной инфраструктуры региона. Летом прошлого года компания уже реализовала масштабный проект по улучшению дорожного движения в подмосковных городах Щелково и Фрязино, который позволил сократить время проезда через города более чем на 40% и получил более 500 положительных отзывов от граждан.

В результате модернизации перекрестка в Долгопрудном протяженность дорожных заторов сократилась на 40%, пропускная способность в сторону Москвы в утренние часы пик увеличилась до 50%, в менее загруженные часы до 67%. Таких высоких результатов удалось достичь благодаря комплексному анализу текущей дорожной ситуации на перекрестке и высокотехнологичным решениям для реорганизации дорожной инфраструктуры проблемного участка, предложенным и интегрированным «МВС Груп».

Реализация проекта состояла из трех этапов. На первом этапе проведения работ для сбора статистики и последующего мониторинга компанией «МВС Груп» были установлены 2 камеры видеонаблюдения, 3 детектора транспорта, для которых были выбраны оптимальные места размещения и ракурсы. Техническое оборудование для данного этапа (детекторы транспорта) были закуплены у отечественного производителя и поставщика технологичных решений – компании «Информтехтранс», зарекомендовавшей себя в качестве надежного технического партнера и производителя дорожного контроллера «Сигнал», который стоит на светофорном объекте. После установки оборудования – на протяжении нескольких недель проводился мониторинг дорожно-транспортной ситуации.

По результатам проведенного анализа были выявлены следующие факторы, которые влияли на задержки в движении транспорта. Первой причиной заторов стал фиксированный режим работы светофорного объекта, который не позволял в полной мере реагировать на волнообразную специфику трафика. Кроме того, фаза для пропуска пешеходов через Новое ш. включалась всегда, даже когда пешеходов не было, что создавало дополнительные задержки в движении транспорта.

Для решения указанной проблемы в ходе реализации проекта на втором этапе была разработана логика управления СО, предусматривающая работу с кнопками вызова пешеходной фазы (ТВП). Установка ТВП позволила откататься от фиксированных программ управления СО и пропускать пешеходную фазу в случае отсутствия пешеходов. В результате произведенной перенастройки светофорного объекта фаза для пешеходов включалась только тогда, когда в этом была необходимость. Если пешеходов нет, то срабатывала фаза, в которой разрешающий сигнал светофора загорался автомобилям, которым нужно было повернуть налево и направо с Энергетической ул.

Второй причиной заторов являлся низкоинтенсивный левый поворот с Энергетической ул. После получения удовлетворительных результатов второго этапа, в ходе третьего этапа была разработана логика адаптивного управления, которая предусматривала включение разрешающего сигнала для левопоротного потока с Энергетической ул. только при наличии ожидающих перед пересечением транспортных средств. Для запуска режима адаптивного управления на СО были заменены 8 транспортных и 2 пешеходных светофора, а также добавлен необходимый специальный модуль в дорожный контроллер, также закупленный у компании «Информтехтранс».

Теперь алгоритм работы светофора предусматривает две основные фазы – для движения транспорта с Нового ш. на Дмитровское ш. и с Дмитровского ш. на Новое ш. Пешеходная же фаза, и фаза, в которой движется левоповоротный поток с Энергетической ул. стали вызывными.

Если пешеход не нажал кнопку, но есть желающие повернуть с Энергетической ул. налево, то разрешающий сигнал включается для всех направлений, движущихся с Энергетической ул. В случае если пешеход нажал кнопку вызова пешеходной фазы, то разрешающий сигнал загорается пешеходам и водителям, поворачивающим налево с Энергетической ул. В случае отсутствия пешеходов и поворачивающих налево с Энергетической ул., работает только 2 фазы светофорного регулирования! При этом дорожный контроллер в автоматическом режиме в зависимости от интенсивности трафика рассчитывает время разрешающего сигнала для разных направлений. На практике применение адаптивного управления светофорным объектом позволило нейтрализовать дорожный затор за 20 минут:

Третьей, более глобальной причиной возникновения заторов, стали ошибки в изначальном проектировании организации движения на перекрестке:

- Стоп-линии расположены далеко от центра перекрестка, в связи с чем для обеспечения безопасности дорожного движения требуется увеличивать промежуточные такты между основными фазами, что создает дополнительные задержки и снижает пропускную способность пересечения;
— Избыточная ширина разделительной и основных полос для движения не позволяют в полной мере использовать потенциал пропускной способности проезжей части;
— Стоп-линия, расположенная слишком близко к съезду с Дмитровского ш. из Москвы, уменьшает зону накопления ТС перед пересечением. Так как на съезде с Дмитровского ш. только одна полоса для движения, уширение в две полосы на таком коротком участке не дает даже минимального положительного эффекта, а большое количество грузового транспорта усугубляет ситуацию и создает большие разрывы в транспортном потоке – очередь растягивается и через перекресток проезжает гораздо меньше автомобилей, чем могло бы проехать.

Для кардинального решения вышеуказанных проблем на перекрестке Новое шоссе – Энергетическая улица – съезд с Дмитровского шоссе на основе рекомендаций «МВС Груп» разработан новый проект организации дорожного движения, реализация которого позволит повысить уровень безопасности дорожного движения, минимизировать задержки и повысить удобство передвижения граждан.

Ошибка загрузки