Ушел из жизни экс-командующий дальней авиации СССР Василий Решетников
В 103 года он был самым пожилым Героем страны
На 104-м году жизни в столичном госпитале ушел из жизни Герой Советского Союза, бывший командующий дальней авиацией СССР Василий Решетников. Всю свою жизнь он посвятил авиации, а в последний раз поднялся в небо за штурвалом самолета в 85 лет.
Василий Решетников родился в конце 1919 года в городе Екатеринославе, который в СССР назывался Днепропетровском, а сейчас носит название Днепр. В его семье было немало художников и иконописцев, но молодой человек мечтал летать и в 1936 году откликнулся на набор «Комсомолец — на самолет!». Его направили в авиационную школу в Ворошиловграде (ныне — Луганск), а после обучения распределили в авиацию дальнего действия.
Великая Отечественная война застала Решетникова в 751-м отдельном ночном дальнебомбардировочном полку. Свой первый боевой вылет пилот совершил в конце 1941 года. 28 февраля 1942 года бомбардировщик Решетникова удачно атаковал вражеский аэродром под Оршей. Его бомбы уничтожили сразу десять немецких самолетов. При втором заходе наша машина была атакована истребителем противника. Был тяжело ранен штурман, разрушен один мотор и получило повреждение хвостовое оперение. Но стрелок-радист смог сбить назойливый «Мессершмитт», а Решетников дотянул на одном двигателе до своего аэродрома. За этот подвиг он был награжден орденом Красной Звезды. Самолет Решетникова однажды был сбит еще раз. Машина разрушилась в воздухе, летчик выпрыгнул с парашютом на территории противника, он удачно встретил нашу разведгруппу и с ней вернулся к своим.
В конце августа 1942 года фашистские стервятники превратили в руины город на Волге — Сталинград. Советское командование решило ответить своим массированным налетом. Среди целей планировался и Берлин. Некоторые наши самолеты могли преодолеть это расстояние и вернуться обратно, но на пределе своих возможностей и при полностью удачном стечении всех обстоятельств. В итоге Решетников пилотировал один из 37 бомбардировщиков, которые полетели бомбить Берлин. Еще 60 самолетов Ил-4 и ТБ-7 бомбили в ночь на 30 августа цели в Штеттине (ныне — Щецин в Польше), Кольберге (ныне — Колобжег в Польше), Данциг (ныне — Гданьск в Польше) и Кенигсберг (ныне — Калининград).
До лета 1943 года экипаж Решетникова также четыре раза бомбил Кенигсберг, по два раза — Варшаву и Инстербург (ныне — Черняховск), по разу — Ангербург (ныне — Венгожево в Польше), Данциг, Будапешт и Тильзит (ныне — Советск). В последние месяцы 1942 года его полк активно работал по уничтожению вражеской силы в котле под Сталинградом. Перед новым годом Решетников был удостоен ордена Ленина, а 27 июля 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Последний свой вылет на фронте Решетников совершил 16 апреля 1945 года, а всего на его счету 307 успешных вылетов на бомбардировщике Ил-4. За годы войны был также награжден орденами Боевого Красного Знамени и Александра Невского.
После Победы летчика направили учиться на ускоренных курсах Военно-воздушной академии в подмосковном Монино. Этот поселок, который сейчас находится в городском округе Щелково, станет для Решетникова родным на всю оставшуюся жизнь. Но впереди еще была доблестная служба в советской авиации дальнего действия. Летом 1946 года он снова в строю во главе своего ставшего гвардейским во время Великой Отечественной войны полка. Им он командовал восемь лет.
В 1956 году летчик окончил Высшую военную академию имени Ворошилова и был назначен командиром авиадивизии. Вскоре он установил вместе с генералом Тарановым рекорд полета по замкнутой кривой на стратегическом бомбардировщике-ракетоносце Ту-95, пролетев 17 150 километров. Решетникову приходилось сбрасывать атомную бомбу на полигоне Новая Земля, осваивать арктические аэродромы на Земле Франца-Иосифа и садиться на лед Моря Лаптевых.
В 1968 году Решетников стал заместителем командующего дальней авиацией ВВС СССР, а в 1969 году — командующим. На этой должности он находился 11 лет, после чего стал заместителем Главнокомандующего ВВС СССР. В сентябре 1986 года Решетников ушел на заслуженный отдых. Но при каждом удобном случае он вновь садился за штурвал самолета. В последний раз это произошло в 2004 году на авиационном шоу «Легенды авиации» в Монино, где он поднял в небо американский бомбардировщик Б-25.
В Монино летчик и проживал, активно участвуя в работе Совета ветеранов дальней авиации. Написал несколько книг мемуаров, среди которых «Обречённые на подвиг. Избранники времени», «307 боевых вылетов. На бомбардировщике сквозь зенитный огонь», «Мы — «дальники»! На бомбардировщике сквозь зенитный огонь», и другие.
После войны был награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Октябрьской Революции, Почета, Ленина, Боевого Красного Знамени (дважды), Отечественной войны I степени, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, многим медалями. Не раз Решетников был удостоен правительственных наград других государств — ГДР, Польши, Болгарии, Монголии, Чехословакии, Венгрии и Румынии.
Умер Василий Васильевич Решетников 20 марта в московском госпитале от острой сердечной недостаточности на 104-м году жизни.