Общество

Увидим ли святыни православные?

Фото: фотобанк издания "Вести Подмосковья"

Летом этого года мы стали свидетелями события мало заметного для обывательского взгляда, но очень значимого для дальнейшей духовной жизни российского общества в целом. С поспешностью образцовой пожарной команды молниеносно в начале лета был разработан и уже 19 июля 2023 года принят в первом чтении Государственной Думой проект федерального закона № 362429-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (в части законодательного закрепления принципа неделимости собрания музеев). Причем, сенаторам Российской Федерации и депутатом Государственной Думы предписывалось представить поправки к законопроекту до 17 августа 2023 года, то есть в период нахождения их на летних каникулах.

В законопроекте музейные предметы и музейные коллекции из фондов музеев страны признаются едиными и неделимыми, изменение форы собственности музейных предметов не допускается, а передача музейных предметов, в том числе и изначально религиозного назначения, возможна в отдельных случаях и не в собственность, а только во временное срочное пользование. В чем же подоплека такой прыти в законотворчестве? Ведь не секрет, что зачастую «благими намерениями вымощена дорога в ад».

Общеизвестно, что 15 мая текущего года Президент Российской Федерации В.В. Путин в ответ на многочисленные просьбы православных верующих принял решение о возвращении Русской православной церкви иконы «Троицы», написанной в XV веке преподобным Андреем Рублёвым. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, образ был выставлен для общенародного поклонения в московском кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, а в скором времени займёт своё историческое место в  Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Событие, безусловно, для православного народа России не ординарное. Почитай, четыре столетия с лишним икона служила «верой и правдой» православным верующим богоносного русского мира, выполняя изначально предназначенный ей выдающимся иконописцем Андреем Рублёвым сакральный смысл. Сколько же в этом символическом образе «для сердца русского свилось» духовной силы, многовековой исцеляющей благодати и любви! «Троица» олицетворяет собой величайший гуманизм русского православия! И лишь, начиная с 1929 года, судьбоносная для России православная икона «Троицы» находилась в своеобразном «музейном некрополе» Государственной Третьяковской галереи, отлучённая от своего предназначения-быть материальной связью между Богом и человеком.

Состоялся акт торжества исторической правды-Богу было возвращено, не кесарево, а Божие. Возвратилась «Троица» на «свой пост»-богослужения народу. По словам священника Русской православной церкви, богослова, философа, Павла Флоренского: «Есть Троица Рублёва, следовательно, есть Бог». Богодухоносные иконописцы Даниил Чёрный, Феофан Грек, Андрей Рублёв, их предшественники и последователи создавали свои образы исключительно для храмов и с надеждой, что чуткое к божественным вибрациям православное сердце духовным зрением ощутит через общение с ними посредством молитвы присутствие в нашем материальном мире Божьего начала. Тем более тогда, да и теперь, надо считать актом глубочайшего отпадения от церкви всякую попытку сопоставить на чаше весов значение иконописного образа, как художественного произведения, и, как духовной силы. Бороться против сакральности иконы-это своего рода богоотступничество.

Каким же надо обладать «окамененным сердцем», чтобы утверждать обратное! Ведь, еще давным-давно, в 197-198 годах Квинт Септимий Флоренс (Флорент) Тертуллиан, выдающейся раннехристианский писатель, теолог, философ из Римского Карфагена сказал: «Душа по природе христианка» («Апологетик», 17, 6). 7 июля 2023 года, совершая Божественную литургию в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре в г. Москве, по окончанию богослужения Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл в обращении к верующим по этому поводу сказал: «Мы теряем веру, может быть, ещё и потому, что не имеем ясных свидетельств о том, что вера действительно преобразует человеческую жизнь. Но не имеем таких свидетельств не потому, что их нет, а потому, что мы недостойны их видеть по своему маловерию и, как я уже говорил, окамененному нечувствию».     

И началась «под плинтусом», говоря современным молодёжным сленгом, «движуха». Поднялся из затвора весь разномастный актив англосаксонской либерально-глобалистской «королевской рати».  7 июня на платформе «Яндекса» в разделе «Главные новости» была размещена информация с заявлением высокопоставленного чиновника из администрации президента о том, что передачу необходимо упорядочить. Для этого создать комиссию из представителей Русской православной церкви и музейных работников и определить порядок передачи. Справедливости ради, надо сказать, что  эта информация, дав старт началу протестной компании, пробыла на сайте платформы до обеда, а после полудня она растворилась на необъятных просторах медийного пространства. 14 июня на той же платформе «Яндекса», в том же разделе размещается информация «Общественной службы новостей», в которой автор Ирина Кипшидзе задается главным вопросом: «Вопрос главный заключается в том, что наши главные святыни, наши культурные ценности, сакральные ценности должны быть сохранены для следующих поколений». 27 июня там же, и в тех же «Главных новостях» читаем информацию уже от другого высокопоставленного чиновника из администрации президента в сфере международного культурного сотрудничества, поступившую в Россию с международных площадок, из Индии, из её столицы Нью-Дели. Из информации узнаём, что «Троица»-великий шедевр культуры. Дальше-больше. Авторы Александр Быковский и Алексей Стрижов размещают на электронном медийном ресурсе статью «История с «Троицей»: почему объекты культуры передают религиозным организациям». Авторы статьи выясняют: «можно ли считать передачу музейных ценностей в использование конфессиям началом нового культурно-религиозного передела», а затем констатируют: «В 2023 году реставрационный совет Третьяковской галереи обнаружил на ней («Троице»-авт.) 61 изменение, вызванное транспортировкой хрупкого объекта в Лавру. Ее «нестабильное» состояние, усугубление которого может привести к утрате памятника. В Троице-Сергиевой лавре будет практически невозможно обеспечить подходящие условия хранения, а регулярный доступ реставраторов будет запрещен».

По мнению Ирины Шалиной, музейного эксперта, этого можно было бы избежать, заменив подлинные иконы современными копиями, а рублёвские иконы передав в музей для хранения и реставрации. «Но для подобных поступков»,-полагает она,-«нужен профессиональный подход образованных людей. К сожалению, амбиции и элементарное желание владеть губят уникальные памятники мировой культуры». Искусствовед, Софья Багдасарова: «После того как «Троица» перестанет жить в музее и поддерживаться силами музейных специалистов, она умрёт в физическом смысле этого слова». Елизавета Лихачёва, директор ГМИИ имени А.С. Пушкина: «Она может быть просто утрачена, она может развалиться на части: там три доски, и они не очень хорошо скреплены между собой. Для сохранения «Троицы» необходим полный покой, влажность на уровне 65-70% и температура +16-18 градусов по Цельсию». Ирина Шаповалова: «Музей бережно хранит и изучает древности, хранитель буквально сдувает с них пыль и думает о том, как продлить их жизнь. В церкви икона служит литургическим предметом, который вовлекается в богослужение: на него кадят, его обрызгивают водой, выносят на крестные ходы, целуют, передвигают, поновляют».

Своеобразный итог «срежиссированному» всплеску в медийном пространстве негодования профессионального музейного сообщества  по поводу возврата иконы «Троица» Андрея Рублёва в богослужебное лоно Русской православной церкви подвели 22 июля текущего года в московском Государственном институте искусствознания на круглом столе «Святая Троица» Андрея Рублёва: проблемы консервации и экспонирования». В нём очно и по видеосвязи участвовали профильные специалисты, искусствоведы, реставраторы представители центральных музеев. Разговаривали обо всём: об общемировых процессах, угрожающих традиционному музейному сообществу («ресакрализация, десекуляризация, в целом архаизация как тенденция в развитии общества»), о юридической недоброкачественности  договора о передаче иконы «Троицы» Русской православной церкви, о неукоснительном соблюдении «церковной стороной» требований музея о «сохранности памятника», о создании на монастырские деньги «климатической капсулы для перевоза иконы в лавру», о том, как установить в маленьком драгоценном пространстве новёхонькую капсулу с «Троицей» так, чтобы она, освещённая по музейным нормам, не выглядела там диковато и инородно.

Музейный реставратор Дмитрий Суховерков опроверг популярный миф о том, что от подлинной «Троицы» ничего не осталось, всё-де сфабриковали реставраторы XX века. Степень сохранности авторской живописи, пусть «потёртой»-80%, что для иконы с трудной судьбой немало. В «сухом остатке» договорились, что: «В Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры икона вряд ли может находиться. Это крохотное помещение без должной охраны и без музейного климата, с ежедневным валом паломников и горящими свечами; иконы тамошнего иконостаса и помимо «Троицы» разумнее всего было бы вынуть, заменить точными списками и музеефицировать-иначе с них так и придётся счищать копоть десятилетие за десятилетием, но это нельзя делать до бесконечности, они и без того, как выясняется осыпаются». Всю эту мирскую сутолуку в публичном пространстве очень образно охарактеризовал Сергей Михеев, российский политик, радио-и телеведущий: «Не верю я в их никакое переживание по поводу сохранности иконы, потому что в гробу они видели все эти иконы, всё это они ненавидят лютой ненавистью и включились в это, во-первых, для того, чтобы ещё в который раз побороться с православием, во-вторых, чтобы эту мощную символическую икону не допустить до русского народа».  

Тем не менее, повод был сконструирован для того, чтобы за май-июнь смастачить, а в июле текущего года принять в первом чтении проект федерального закона, который бы в обход президентской власти, «фактически и навсегда», по словам профессора Ф.Ф. Преображенского из «Собачьего сердца», запрещал в дальнейшем передачу из «музейного некрополя» в собственность Русской православной церкви её исторического достояния-церковных икон.

В 1844 году, незадолго до смерти Николай Михайлович Языков, наш соотечественник, русский поэт эпохи романтизма, один из ярких представителей золотого века русской поэзии, славянофил так провидчески, духовным зрением пронзая годы, характеризовал деяния либерально-глобалистского крыла общества современной России. В стихотворении «К ненашим» он пишет:

«Вы, люд заносчивый и дерзкий,

Вы, опрометчивый оплот,

Ученья школы богомерзкой,

Вы все-не русский вы народ!

Не любо вам святое дело

И слава нашей старины;

В вас не живёт, в вас помертвело

Родное чувство».

А вот, что по этому поводу думал уже наш современник, недавно ушедший от нас Владимир Волков, русский поэт, композитор, певец:

«Ой, не время нынче спать, православные,

Белый голубь пал в бою с чёрным коршуном.

То, что горько нам сейчас-

Вряд ли главное, 

Было горше на Руси,

Было горше нам».

Что же делать? Не ждать и следовать восточной мудрости: «Если ты спокойно сидишь на крыльце своего дома, твоего врага пронесут мимо». Не только пронесут, но и под видом «борьбы за продвижение демократии англосаксонской цивилизации» навяжут «болонизацию», «ЛГБТизацию», «сатанизацию», «кощунизацию», «трансгендеризацию» духовно-нравственного пространства нашего традиционного многонационального русского мира, иными словами, идеалы  мира «гендерного и сатанинского».

Мы же, авторы статьи, полагаем, что рано или поздно, но все иконописные образы, хранящиеся до настоящего времени в «музейных некрополях» должны обрести своё место в храмах и вернуться к народу для духовного врачевания его душ, в «осень разбитых» десятилетиями воинствующего инаковерия и атеизма.     

Помоги нам, Господи!

Авторы:

Заботкин Г.А., искусствовед, действительный государственный советник РФ 3 класса, заслуженный работник культуры РФ, лауреат Почетной грамоты Президента РФ и Почетного диплома Правительства РФ член-корреспондент Академии архитектурного наследия,  кавалер орденов Преподобного Сергия Радонежского, Преподобного Серафима Саровского, Благоверного князя Даниила Московского Русской православной церкви, член советского и российского Союза журналистов, ветеран труда.

Юдин В.И., доктор политологии, эксперт Фонда поддержки межнациональной культуры и общественных международных отношений.

Ошибка загрузки