В Бородинском музее откроется новая выставка «Незарастающие раны войны...»
Память о Великой Отечественной войне бережно сохраняется новыми поколениями жителей России
“Незарастающие раны войны...» — новая выставка Бородинского музея, название которой говорит само за себя.
Память о Великой Отечественной войне бережно сохраняется новыми поколениями жителей России. Но там, куда докатилась эта война, о ней помнит сама земля, в том числе земля Бородинского поля – поля двух Отечественных войн. О тех событиях здесь напоминают не только монументы и сохранившиеся укрепления 1941 года, но и остатки окопов среди бородинских полей и лесов, и лежащие в земле с тех дней боеприпасы и личные вещи бойцов. Выставка из фондов музея-заповедника «Бородинское поле» отражает эту живую память поля в живописных полотнах и археологических находках.
Её можно разделить на две части: события тех дней октября 1941 года и января 1942 года – и следы, оставленные ими на поле. Связывают их полотна Владимира Семёновича Горбаченко (1924-1987). Уроженец Днепропетровска, он встретил Победу гвардии сержантом 68-й гвардейской стрелковой дивизии и был награждён медалью «За отвагу». Вернувшись в родной город, Горбаченко до конца жизни работал в нём. Хотя по творческим интересам он был пейзажистом, война также стала одной из важных тем его творчества. Горбаченко участвовал в создании масштабной диорамы «Битва за Днепр», а в 1981-1985 годах, приехав на Бородинское поле, работал над обширным циклом полотен «Бородино – поле русской славы». В нём связались воедино события 1812 и 1941 годов и память о них, хранимая на увиденном художником в разные времена года мирном, заповедном поле.
Часть полотен цикла представлена на выставке. На первый взгляд, это пейзажи, выполненные в импрессионистской манере, но, если приглядеться, они скрывают следы тех боёв на поле спустя сорок лет. Одно из этих полотен и послужило названием выставки. На них мы видим «немых свидетелей войны» – полуобвалившиеся, заросшие ДОТы, по-прежнему стоящие «на страже Бородинского поля», и саму бородинскую землю, изборождённую окопами, возле которых спустя сорок лет мирно колосятся поля, а рядом с выставленными у музея орудиями Великой Отечественной войны мирно играют дети. И здесь же – «Подвиг артиллериста Чихмана», который в октябре 1941 года, потеряв кисть руки, оставался на поле боя, продолжая вести огонь из своего орудия. Рядом с орудием Чихмана, связывая эпохи, художник изобразил лафет от пушки 1812 года. Ещё одна картина, «На поле боя»: среди обманчиво мирного пейзажа с первым снегом – подбитая фашистская бронемашина. Крупнее и масштабнее остальных полотен цикла «Бородино. 1941 год» – батальная сцена на фоне села Бородина. Среди домов вдали виднеется сельская церковь, стены которой помнят ещё сражение с Наполеоном.
В традиционной реалистической манере выдержаны полотна двух художников-баталистов. Фёдор Павлович Усыпенко (1917-2000), участник Великой Отечественной войны с первых её дней, и Михаил Ананьевич Ананьев (1925-2011), которому довелось принять участие только в боях с японскими милитаристами на Дальнем Востоке в 1945 году, после войны работали в Студии военных художников им. М. Б. Грекова, участвовали в восстановлении знаменитой «Бородинской панорамы» Франца Рубо, однако главной темой творчества обоих стали именно события Великой Отечественной войны.
На полотне Ананьева «Бой курсантов на Минском шоссе» – эпизод советской обороны на Минском шоссе, куда изначально был направлен основной удар врага и где он был временно остановлен. Сражались там не только советские бойцы, но и курсанты Московского военно-политического училища им. В. И. Ленина. Не сумев пробиться по шоссе, немцы нанесли удар севернее, непосредственно по заповедной территории Бородинского поля. Бои развернулись среди монументов в память о событиях 1812 года, в частности, рядом с памятниками русским гвардейским артиллеристам, стоящим у деревни Семёновское, которые мы видим на картинах Ананьева «Поединок на Бородинском поле» и Усыпенко «Бой на Бородинском поле». А на полотне Усыпенко «Бородинское поле, январь 1942 года» памятник на командном пункте Кутузова в деревне Горки высится на освобождённом поле, а перед ним, у дороги, разбитая вражеская техника.
В витринах помещены немые свидетели тех событий – находки, сделанные на Бородинском поле. Это не только предметы вооружения – артиллерийские снаряды, гранаты, гильзы, пулемётные ленты, стволы винтовок и штыки, но и личные вещи бойцов – посуда, лопаты, каски. С кем-то из них были в бою значки мирного времени – за членство в ОСОАВИАХИМ, за отличную стрельбу. В «смертном медальоне», какой должен был иметь при себе каждый боец, помещалась записка с его личными данными для опознания. По таким запискам устанавливают личность найденных ими поисковые отряды, в том числе и на Бородинское поле.
Дополнена выставка трофеем, доставшимся одному из советских бойцов, — немецким мотоциклом «Цюндапп», выпущенном в 1940 году в Нюрнберге. Фирма «Цюндапп», начавшая производить мотоциклы ещё в мирное время, была основным поставщиком подобной техники в Вермахт.
Открытие выставки состоится 14 июня в 14.00 часов.